Зеркала
Mirrors
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Дверь

Дверь – вне всяких сомнений символ мистический и очень ёмкий. Дверь в иные комнаты. Дверь в никуда. Дверь в потустороннюю реальность. Дверь заколоченная и дверь распахнутая настежь!

            В слове дверь, безусловно, присутствует вера! Вера в то, что эта дверь приведёт тебя в нужное место и в нужный час! Вера в то что для тебе всегда и везде будут открыты все двери, или по крайней мере те, в которые ты хочешь войти!

 

            Ты уходишь за дверь, не зарыв её в два оборота,

            Но оставив открытой для воров и для лучших друзей!

            Потому что тебе для того вертикального взлёта,

            Лучше вовсе не брать от квартиры тяжёлых ключей…

 

Даунши́фтинг

 

Дауншифтинг от английского downshifting - игра на понижение — жизненная философия «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Дауншифтеры отказываются от стремления к пропагандируемым общепринятым благам: карьерный рост, материальные ценности, общественное положение и т.п. выбирая вместо этого жизнь ради себя и своей семьи. В классическом понимании дауншифтинг — это всегда выбор между доходами и стрессами и душевным комфортом за меньшее вознаграждение. Обычно, уходя из бизнеса или со стрессовой работы, люди преследуют такие цели, как получение большего количества времени на увлечения или на семью. Можно сказать что дауншифтеры воплотили в европейской реальности буддийское сатори, увернувшись из цепких лап всемогущего колеса сансары.

            Одним из самых первых и самых знаменитых дауншифтеров был римский император Диоклетиан, который без видимых внешних причин отрёкся от престола и отправился к себе в деревню заниматься своим огородом. Когда же в стране без его мудрого правления начались разброд и шатания и к нему пришла делегация с просьбой о возвращении на царство, то Диоклетиан якобы ответил: «Если бы Вы видели какую я в этом году вырастил капусту, то не приходили бы ко мне со своими нелепыми предложениями!». Другим известным дауншифтером был Лев Толстой, который оставив усадьбу и семейные дрязги пустился в своё последнее странствие. Предполагают также (этой гипотезы придерживался в частности тот же Лев Толстой), что царь Александр 1, сымитировал свою смерть в Таганроге, чтобы без лишних хлопот отречься от своего правления и проявился в далёкой Сибири святым старцем Фёдором Кузьмичом (Даниил Андреев за это великое деяние поставил Александра 1 во главе Небесной России). Да уж если говорить о святых, то среди них чуть ли не каждый второй – дауншифтер. Среди наших современников яркий пример дауншифтинга это Пётр Мамонов, променявший московский бомонд на тихое сельское существование и духовное самосовершенствование. Бизнесмен Герман Стерлигов, отказавшийся от миллионного бизнеса и уехавший вместе с женой и детьми буквально с Красной площади в «медвежий угол» в сельскую глубинку Можайского района где уже несколько лет с энтузиазмом ведёт фермерское хозяйство.

В древнем Китае дауншифтерство было несомненно распространённым явлением, когда преуспевающие государственные чинговники, бросали свою службу отправляясь с посохом и блокнотом для стихов в вольные странствия. А в Японии среди поэтов существовал обычай при достижении успеха и известности, уходить не только из своего дома, но и от своего имени, с тем чтобы через несколько лет вернуться в литературу, пускай ещё непризнанными, но уже наверняка гениями!

            Движение хиппи и философия нью-эйдж несомненно во многом сродни дауншифтингу. По сути, все они отказываются от навязанных обществом приоритетов, отказываются от сумасшедшей гонки на вершину всемирного признания, отметают в сторону борьбу за приобретение самых престижных и дорогих вещей, призывая к индивидуальному подходу на пути к счастью и прекрасно понимая, что далеко не всё на свете продаётся и покупается.

            К сожалению вряд ли дауншифтинг приведёт к глобальному изменению массовой психологии с повсеместным корпоративным духом и извечной жаждой помериться кто кого круче, но он, безусловно, осуществляет живительную поэтическую альтернативу, даёт шанс многим заблудшим на стезю карьеры, свернуть в сторону и попробовать отыскать своё единственное предназначение.

 

Дарение

 

Дар, дарение осуществляется в плоскости материальной и в плоскости духовной. С точки зрения материального достатка дарение приводит к уменьшению оного достатка, но с точки зрения духовной, безусловно, к обогащению. Иногда это обогащение ощутимо просто буквально. Например, при передаче (дарении) своего знания, умения, опыта своим детям, ученикам, коллегам или просто абстрактным слушателям, читателям, зрителям человек упрочивает своё знание (умение), открывает в процессе передачи новые оттенки и нюансы, осознаёт некоторые неясные ему до сих пор моменты.

 

Даль

 

«Тянет меня почему-то в эту даль. – писал великий русский поэт Геннадий Алексеев. – И будто нет в ней ничего особенного – типичная же даль! А тянет… Ушёл бы и жил бы там, в дали. Да всё дела какие-то, всё дела. Смотрю в даль и вздыхаю. Тянет меня в эту банальную туманную даль, будь она неладна!»

            Поэтическое притяжение дали, чего-то неизведанного, непонятного, загадочного – непостижимо. Человек испокон веку не только хочет обойти всю Землю, но и долететь до звёзд, причём какой-то практической цели в этом разумеется нет. Всего лишь праздное поэтическое любопытство.

 

Даля словарь

 

            Словарь Даля – это поэтическое народное словотворчество и ни больше ни меньше!

            Открываем словарь «Живаго русского языка» и читаем что-то такое ну совсем несуразное, например: «Абалмаш». Кто такой? Оказывается    абалмаш то же, что и абалыря. Ладно, смотрим абалырю и выясняем что он, почти что то же, что и абалмаш, а вообще говоря, тютя-матютя, оборвыш, простофиля, бездельник. Вы встречали где-нибудь эти слова, кроме как в словаре Владимира Ивановича? Я нет. Может быть, просто-напросто перевелись на Руси абалыри и абалмаши? А может, их и не было никогда? Надо ведь отдавать себе отчёт, каким образом составлялся Великий словарь живаго русского языка. Владимир Иванович-то был, как говорится, коллекционером, он радовался каждой редчайшей находочке и каждую тут же в книжицу, в книжицу. Брякнет что-нибудь какой-нибудь шепелявый мужик, переврёт незнакомое слово, да сам же барину его и растолкует. Барин, конечно, радуется и на водочку мужику с благодарствием. А тот и рад стараться... Тут и слушок по деревням да весям ползёт: ездит де какой-то чудак, за незнакомое слово на водку даёт, а за шутку-прибаутку и на закуску пожалует, ну, а уж если байку какую ни на есть ему завернёшь, так вообще можно цельну неделю пьянствовать. Понятное дело, реальные размеры щедрости могли быть и поменьше, но слухи есть слухи, вот мужики и стараются. Вот и навешивают лапшу на уши пудами. А потом учёные гадают, что, мол, такое, почему народ наш по-Далевски не говорит? Видно, мол, грех и сила литературная такова. Что, мол, зафиксировали, то тотчас и умерло. Все эти рассужденьица, конечно же, красоты и прелести словаря отнюдь не умаляют, какая собственно разница, говорили, придумали, главное — живо! Ну, только послушайте: аба-лыря; никакому Кручёныху такого не выдумать. Он в этом смысле просто абалыря. какой-то по сравнению с народными-то заумниками!

            Так что словарь Даля – это поэтическое народное словотворчество и ни больше ни меньше!

 

Грех

 

Грех в отличие от проступка понятие внутренней совести, а не нарушения моральных устоев общества. Грешить возможно и в намерениях, и в мыслях и даже во сне. Грех искупается внутренним покаянием и никак не зависит от общественного порицания или наказания, или прощения.

 

Графомания

Когда-то давно я придумал такой афоризм: «Каждый писатель – графоман, но не каждый графоман – писатель». На сегодняшний день эта сентенция вызывает у меня определённые сомнения. Касательно первой части всё верно. Симптомы графомании присущи каждому писателю. Стоит ему как-то вывалиться из творческого процесса, стоит прекратить писать, как депрессия, подавленность, ломка, как правило, неминуемы. А писательские остановки – неизбежны. Они могут происходить по самым разным причинам, в том числе по самой банальной – нужно как-то на жизнь зарабатывать, а письмотворчество, увы, достойных денег приносит довольно редко! И по самой горькой – попадание в творческий ступор, когда так как раньше ты писать уже не хочешь, а лучше ещё не можешь, когда старые темы уже неинтересны, а новые ещё не захватили, когда куда-то вдруг пропало вдохновенье (см), когда какие-то внешние события вдруг выбивают из колеи. Хорошо если писатель – личность многогранная и способен во время кризиса переключиться на другие творческие задачи, а если нет, то беда! Беспробудное пьянство – это ещё лучший выход из ступора, а бывает ведь и до самоубийства дело доходит. Ну, вот начал за здравие, а кончил за упокой. Пора, пожалуй, вернуться ко второй части моего афоризма. Так вот, сегодня я думаю, что практически каждый графоман – это писатель. Я не хочу здесь вдаваться в пространные дефиниции, что есть такое писатель, во всякую дурацкую инженерию человеческих душ, в вопросы художественности и не художественности, а приведу короткое и ёмкое определение Ожегова: «Писатель – это человек, который занимается литературным трудом.» Вот и весь сказ. Пожалуй, стоит добавить, что у писателя есть круг читателей, правда иногда этот круг сужается до точки, до одного читателя, но ведь не в количестве дело. У Дарьи Донцовой миллионы читателей, а что толку? А вот как-то раз Александр Блок должен был читать лекцию о Пушкине в политехническом музее и пришёл к нему лишь один слушатель, и Блок, ничуть не смущаясь, читал лекцию для него одного. Тем слушателем был Ираклий Андроников, и лекция эта принесла очень хорошие всходы.

 

Грамотность

Грамотность, это по сути своей знание устоявшихся и порой ничего не значащих правил. Есть такая хорошая шутка: «Орфографию, как и Кун-фу, настоящий мастер использует лишь при крайней необходимости!» А помимо орфографии есть ещё и пунктуация. Вещь нужно сказать сугубо вспомогательная. Ну, нужна тебе пауза и поставь запятую, нужна остановка - поставь точку, нужна большая остановка – сделай абзац.  Но вот для чего каждый деепричастный оборот выделять запятыми, хоть убей непонятно! Почему после «ладно» нужна запятая, а после «однако» не нужна? И почему, в конце концов, крашеный забор пишется с одной «н», а крашенный Мишей забор с двумя? И если ты спрашиваешь, восклицая, то в какой последовательности нужно ставить вопросительный и восклицательный знаки!? Ладно, бог с ними  с запятыми, знаками и сдвоенными согласными, а ведь есть ещё такая удивительная вещь как ударения! О, скольким талантливым провинциалам было отказано в работе лишь потому что они говорили зво’нит вместо звони’т! Поверьте с поэтической точки зрения одно ударение ничем не хуже другого, но есть порядок, грамотность, культу-ура! В этом смысле, хорошо быть писателем – имеешь право на авторскую пунктуацию и орфографию, можешь вместо трёх целых шесть точек поставить, а можешь и вообще от знаков препинания отказаться, как это сделал, например, Гийом Аполлинер. Вот не ставил Аполлинер никаких запятых, но вот, поди ж ты, никто, пожалуй, не обвинит его в безграмотности!

Дерево

Дерево пожалуй один из самых  тонких и глубинных символов. Чтобы раскрыть его философскую и символическую сущность представим на суд зрителя вот такую поучительную таблицу:

 

 

Сравнительное описание людей и деревьев.

 

Сходства

Различия

1. Дерево и Человек состоит из одних и тех же гласных.

2. Человек и дерево умеют плавать.

 

 

3. Человек и дерево могут гореть.

 

 

4. Дерево и человек имеют корни.

 

5. Дерево и человек растут.

 

6. Дерево и человек перемещаются.

 

7. Дерево и человек используют воздух.

 

 

 

8. Дерево и человек стремятся к С…

 

9. Дерево и человек любят В…

10. Дерево и человек могут жить сообществами.

 

 

 

 

11. Некоторые деревья и человеки плодоносят.

 

12. Дерево и человек имеют нестандартное множественное число.

 

 

 

 

13. Дерево и человек умирают.

 

 

 

14. Человек и дерево участвовали в создании этой книги.

1. У человека «О» в середине, а у дерева в конце.

2. Люди тонут чаще, чем деревья.

Причём деревья тонут только в воде, а люди могут утонуть в обычной жизни.

3. Деревья горят чаще, чем люди, хотя деревья горят только в огне, а люди бывает горят и в обычной жизни.

4. Дерево не может жить без корней, а у человека это получается запросто.

5. Дерево растёт всегда, а человек может и наоборот не расти, а деградировать.

6. Дерево перемещается вглубь и ввысь, а человек непонятно куда и не знамо зачем..

7. Дерево поглощает углекислый газ и выдыхает чистый кислород, человек же кислород поглощает, а выпускает из себя всякую фигню.

8. Дерево стремится к Свету, а человек к Сексу.

9. Дерево любит воду, а человек водку.

10. Много деревьев – лес. Много людей – толпа. Деревья подпитывают друг друга и умирая, отдают все соки своим собратьям. Люди подпитываются друг от друга и иногда выпивают все соки из своих собратьев.

11. Деревья всегда плодоносят плодами, а люди зачастую плодоносят полной пустопорожностью.

12. Дерево помимо множественного сохранило из старых времён двойственное число! Множественное – деревья, двойственное – дерева. А человек во множественном, так это вообще – люди…

 

13. Дерево и после смерти может приносить пользу людям (быть стулом, столом, книгой, углем), а человек после смерти чаще всего пригоден лишь червякам.

14. При создании этой книги ни одного человека не пострадало, чего нельзя сказать о деревьях.

 

 

Денатурат

 

            Денатурат – это технический этиловый спирт-сырец, в который специально (!!!) для того чтобы не пили добавляют красящие и вкусовые добавки, придающие спирту неприятные запах, вкус и цвет. Проблема злоупотребления техническим спиртом была поднята в России ещё в XIX веке. Российская академия наук объявила премию тому, кто придумает наиболее отвратительные и в тоже время безопасные для здоровья добавки. В конкурс включился и знаменитый химик, автор докторской диссертации о наилучшей крепости водки Дмитрий Иванович Менделеев. После долгих стараний Менделеев получил отвратительный на его взгляд сине-зелёный спиртовой раствор и решил испробовать адскую смесь на своём дворнике. Наполнив гранёный стакан, он с макиавелиевской улыбкой предложил его откушать не ведавшему подвоха Петруше:

            - А что Петруша, не желаешь ли спирту выпить? – и протягивает ему гремучую смесь.

            - Отчего же и не откушать, ежели предложено? – и соответственно ба-бах стакашку!

            - Ну-у, как? – спрашивает ошарашенный Менделеев.

            - Благодать, барин! И как это только эдакую благодать от простого народа скрывають?

            Плюнул в сердцах Менделеев и от дальнейшего участия в конкурсе отказался, понял, что его дело спирт улучшать, а не ухудшать.

 

Демоны сознания

 

Демоны сознания обладают способностью перекочёвывать из породившего их сознания в соседние. Причём, чем чётче и обстоятельнее разработан и познан (а тем самым и создан) демон, тем большее количество чужих сознаний он может охватить. Собственно, так произошло и с демонами Кастанеды, и с демонами Даниила Андреева, а ещё широкомасштабнее и глубже с демонами всех человеческих религий. Демоны, порождённые глубиннообразующим человеческим сознанием, обладают способностью набирать силу в других сознаниях, и чем шире круг Охваченных сознаний, тем сильнее становится демон, перерастая в могучего и практически непобедимого демона коллективного сознания. Единственный способ борьбы с чужеродными демонами (т.е. с демонами, возникшими в чужих сознаниях) — это создание собственных демонов. Однако только отдавая себе полный отчёт в их виртуальности и помня об изначальной причине их возникновения, можно сохранить контроль над своими демонами и не служить им, но, наоборот, взять их к себе на службу. Единственным исключением такого рода является демон Любви, который хоть и непосредственно связан с сознанием, но имеет смешанную субъективно-объективную природу. И именно этого доброго Демона лучше всего не подвергать излишнему разглядыванию и изучению, полностью доверяясь той неведомой силе, создавшей его, и далее доверяясь ему самому, ибо он сам лучшая часть нас самих.

 

День

 

Дневные мысли. Пухлый груз забот. Так многим нужен. Стольким озабочен. Густая вереница встреч, и дел невроворот... И ты серьёзен, сух сосредоточен... Ответ ли пишешь, выставляешь счёт, готовишь файл, плутаешь в интернете... Но, вдруг откуда-то, насквозь тебя пробьёт луч солнца, или щебет воробья, весенний ветерок, январская снежинка... И ты приостановишь бег, взглянешь на мир по новому (извне) и рюмку коньяка поднимешь неурочно, запишешь стих в блокнот, сфотографируешь луч солнца, воробьёв, весенний ветер. Подумаешь: «Какой счастливый день! Как славно Быть на этом белом свете!»

 

Дельфины

 

Дельфины – одни из самых загадочных и самых умных существ на Земле. Дельфины обладают самым большим объёмом мозга по отношению к росту среди млекопитающих, обгоняя при этом и человека. Мозг, находящийся в черепе одного и того же размера, у шимпанзе в среднем весит – 375 грамм, у человека – 1450 грамм, а у дельфина – 1700! Далее язык: речь человека звучит на частотах от 100 до 5000 Гц. Дельфин общаются при помощи ультразвука и их речь находится в диапазоне от 7000 до 170 000 Гц, что позволяет передать невероятное количество всевозможных нюансов. Несомненно, что дельфины каким-то образом чувствуют и понимают людей, видя в них братьев по разуму. Зафиксировано огромное количество случаев, когда дельфины спасали тонущих людей, защищали их от акул, да и просто так неожиданно приближались к людям, как бы приглашая их к общению. Но диалог пока, увы, не продвинулся дальше цирковых выступлений.

 

Декабрь

 

Такие вот декабрьские дела:

Как это здорово открыть свой почтовый ящик и найти там письмо из Англии. Письмо, отправленное тобой в октябре и не нашедшее своего адресата. На нём будет несколько почтовых штемпелей и среди них твой вырезанный зеркально на сырой картофелине. Та картофелина давно уж исчезла, а штемпель от неё остался... И сразу поднимется настроение! И сразу вспомнишь, что скоро, совсем скоро наступит Новый год! И пойдёшь в магазин ёлочных игрушек и накупишь там золотых шаров, и не утерпишь — пойдёшь в городской парк и нарядишь ими маленькую ёлку на аллее! И захочется скатиться с детской горки и покачаться на заснеженных качелях, и выстрелить из доброй старой хлопушки и зажечь бенгальские огни, и написать ими в тёмном морозном воздухе: «С Новым Годом!»

Такие вот декабрьские дела.

 

Дегоржёр

 

            Дегоржёр, уходящая профессия на заводах шампанских вин, работающих по классической технологии. Дегоржёр – это специалист высочайшей квалификации по открыванию бутылок с шампанским. Представляете себе профессию – пробки открывать!!! Но и тут как в любом деле немало тонкостей. Шампанские вина доводят до готовности в перевёрнутом состоянии и в процессе доводки необходимо открыть бутылку выпустить ненужный газ и убрать осадок. Дегоржёр по сути не пробку вытаскивает из бутылки, а наоборот выдёргивает бутылку от пробки, укрепляя последнюю в специальном устройстве. Причём искусство дегоржёра состоит в том, чтобы при этом не пролилось ни капли драгоценного вина, а весь осадок остался на пробке! В старину, когда качество бутылок оставляло желать лучшего последние в процессе дегоржажа нередко взрывались и было разработано специальное оборудование похожее на рыцарские доспехи, которое защищало дегоржёра.

 

Двойственное число

 

Древнерусский язык был неимоверно богат, перенасыщен и сложен. В частности, помимо множественного числа в нём было число двойственное! К такому числу относились грубо говоря парные вещи. Так лес – состоял из деревьев, а вот если в поле стояла пара, говоря современным языком деревьев, а по древнему это уже были - дерева…

Вот несколько примеров, сохранившихся до сих пор и используемых в основном поэтами двойственных чисел: Колья – колы, листья – листы, сыновья – сыны…

Дождь

 

Дождь – это мост от Земли до Неба!

Облака — это верхняя граница дождя, а Земля — нижняя.

Вот он — утоляющий жажду мост, соединяющий небо и землю.

Дождинка на твоей ладони — крошечный кусок загрустившего облака. Оказывается, что Небо немного терпкое на вкус и обладает запахом солнечной пыли.

Промокший поэт улыбается струям дождя и видит в каждой капле отраженье своего лица. Лица падают на глаза и плечи, стекают вместе со слезой на Землю, сливаются в ручейки, оседают в лужах...

А на следующий день прорастают травой, одуванчиками и стихами. Эти стихи лежат передо мной, переливаясь всеми цветами радуги, и пахнут дождём.

Диссонанс

Диссонанс (французское dissonance, от латинского dissono — нестройно звучу) — неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающими ударными гласными, например, стела – стало, гром – грим, гроб – граб – гриб – груб – грёб, сын – сон – сан и т.д .

 

 

Дискурс

 

Если вы, вдруг, не очень чётко представляете себе, что такое дискурс, и чем он отличается от ракурса, то не переживайте. Что такое дискурс толком не знает никто, и используют это красивое слово и вдоль и поперёк, каждый кому как хочется. Существует более 8 определений дискурса, о нём пишутся целые монографии и многочисленные статьи, о его значении спорят различные школы и научные направления. Поэтому если какой-нибудь умник в своём дискурсе будет использовать это слово, то можете смело спрашивать его, а в каком значении он его здесь употребил?

            Но если коротко, то вот вам девятое определение: Дискурс – это превышение речи, разрастающейся до стиля, коммуникация воспарившая на реальной действительностью, или наоборот, речь пронзившая жизнь насквозь.

 

Дизайн

 

Странно, но дизайн активно не приемлют практически все критики и теоретики искусства. То есть дизайн, по их мнению, – это сугубо прикладная работа, направленная на удобство восприятия и использования, а также придания вещи изящества и красоты.

Наверное, первые теоретические упоминания о дизайне проскальзывают ещё в диалогах Сократа, когда он пытается втолковать одному из своих учеников, что и корзина для мусора может быть красивой и золотой щит бывает безобразным.

Дизайн в переводе с английского изначально означал чертёж и действительно был исключительно прикладной дисциплиной.

Однако сегодня, особенно в полиграфическом дизайне грань между заказными практическими задачами и креативной компьютерной графикой, как ответвлением чистого искусства всё больше и больше стирается.

 

Дзэн

 

Рассказывать о дзэне словами (обычными словами) – невозможно. Путь дзэн это, помимо всего прочего, и преодоление вербальности. Собственно, он и нацелен на то чтобы прикоснуться к невыразимому. Услышать хлопок одной ладони. Сыграть на флейте, не имеющей отверстий. Увидеть след пролетевшей птицы. Нарисовать картину акварелью под проливным дождём. Найти чёрную кошку, которой нет и не было в тёмной комнате. Напиться вином из пустой бутылки. Достать отраженье луны из горного озера. Спеть песню без слов. Написать стихи без звуков и без знаков.

 

Джаз

Джаз – это не просто стиль музыки. Джаз – это своего род открытая лаборатория творчества. Конечно, в музыке любой хороший исполнитель становится своего рода временным соавтором композитора, но в джазе это соавторство выражено наиболее ярко. Кто хоть раз попадал на джазовые сейшены, никогда не забудет эту удивительную атмосферу свободной импровизации, когда заданная тема, начинает дробиться и множиться, покоряясь творческому полёту десятков исполнителей. Чтобы стать джазменом нужно жить джазом, потому, что он не просто стиль музыки, но в определённом смысле стиль жизни.

 

Детство

 

Когда уходит детство?

            Впервые детство уходит с осознанием своей смертности. Становится так по взрослому страшно… Но всё-таки и после этого в человеке остаётся ребёнок. У некоторых людей детская составляющая непосредственности и постоянного удивления и восхищения

перед миром остаётся надолго. И только когда в ванной, открыв тюбик густого шампуня, ты торопливо моешь голову, в которую уже не приходит мысль о том что можно ведь из этого шампуня выдуть чудесный мыльный пузырь, когда весенний ручей мешает тебе добежать до автобуса или пройти к собственному гаражу, и у тебя не возникает желание бросить в ручей пусть не кораблик, но хотя бы спичку и помочь ей миновать препятствия, и проследить её путь до ближайшей лужи, когда гололёд мешает тебе ходить, а не помогает кататься, когда проснувшись тебе лениво вставать на радостную встречу с новым днём…

            Вот видимо тогда и уходит детство.

Ёжик

Ёжик

Одно из самых забавных и трогательных зверей на свете. Одновременно колючий и, тем не менее, беззащитный. Пьяный ёжик беззащитен вдвойне. Что очень беспокоит Британское общество защиты ежей. Дело в том, что садоводы-любители для борьбы с улитками слизняками выставляют в своих огородах пиво! До которого как оказалось весьма охочи и ёжики. Напившись бедные иглокожие теряют способность сворачиваться клубком и засыпают где придётся, лёжа на боку, что превращает их в лёгкую добычу для птиц (см).
            Ёжик одно из любимых животных. Я не только посвятил приключениям ёжика книгу (которая так и называется «Философия пьяного ёжика»), но и сделал его одним из тотемных животных в своей новой астрологии (см).

 

Ё

 

            Буква «ё» не имеет прототипов в кириллице! Она была введена в русский алфавит в конце 18 века. Однако эта буква особого распространения не получала и, например, в словаре Даля в отдельную букву не выделяется. Окончательно буква «ё» была закреплена в современном алфавите декретом Советской власти в декабре 1917 (обратите внимание опять комбинация из цифр 1,7,9! Кстати «ё» - седьмая буква алфавита!) Точечки над этой буквой грамотно называются «трема», и кстати, в психиатрии этим термином называют напряжённое состояние актёра перед выходом на сцену.

 

Вот дополнительное ёссе об этой славной букве

 

E-mail

 

E-mail это не просто новый вид связи, это принципиально иной вид общения. Слово «E-mail» в английском языке давно уже стало глаголом (наравне с нашими «отмылить», «отъемелить»), и это говорит о многом!

Скорость жизни, столь возросшая в XX веке, казалось бы полностью вытеснила эпистолярный жанр, заменив его телефонным диалогом. Тезис: «кто владеет информацией, тот владеет миром» из сфер бизнеса и политики, постепенно пробрался и в частный обмен новостями.

Однако с появлением интернета человечество вновь ощутило потребность в письменном тексте. Электронный мессаж вдохнул в эпистолярный жанр совершенно новую жизнь. Мессаж, соревнуясь по скорости связи с телефоном в то же время позволяет выражать свои мысли не торопясь и тщательно продумывать ответы. Но отнюдь не это главное в новом виде связи. Мессаж, пожалуй, впервые в истории человечества, пытается снять псевдодихотомию устной и письменной речи. Стилистика электронного мессажа может быть выделена в совершенно особый класс. Как это ни удивительно, но практически любой человек, ведущий частную переписку, подпадает под магию электронного письма и, сам того не замечая, пишет по законам его стилистики. Трудно объяснить, почему именно с появлением E-maila человечеству (спустя тысячи лет после изобретения письменности!!!) пришла в голову удивительная мысль ввести в письмо эмоциональные знаки, в первую очередь, смайлика :-) и грустлика .-(, и ещё с десяток не очень прижившихся символов (чтобы понять идеографику символов, необходимо их перевернуть вертикально, представить рожицу, и тогда получатся:

:-Р — язык, :-/ — уныние, ;-( — подмигивание, :-о) — удивление, :*) — носач, :-[ — усач

и т. д. и т. п.) Но, раз появившись, смайлик и грустлик — просто-напросто наводнили собой все приватные мессажи. И вот уже интонация и мимика, возможная до этого лишь в устной речи, легко и просто вошла в эпистолярный жанр.

Другая принципиально новая возможность электронного письма заключается в том, что отвечать в нём можно поэтапно, сохраняя в ответе реплики своего адресанта, что снова приближает его к устной беседе. И, наконец, появление чатов и форумов привело к письменной болтовне, включающей сразу несколько собеседников. Причём здесь, в отличие от традиционных круглых столов, каждый имеет право на первоочередное выслушивание и очерёдность говорящих определяется лишь скоростью набора и длиной высказывания.

 

Дятел

 

Дятел – потрясающая птица!

            Которая не только трясёт своей головой, но и потрясает своей внешностью и всей жизнью! Знаете ли Вы, что все дятлы умирают от любви! В весеннюю пору, когда он ухаживает за своей подружкой, дятел чтобы показать на что он способен и что с ним не пропадёшь, с таким остервенением колотит по дереву, что получает катастрофическое кровоизлияние в мозг! И всё: прощайте великие планы на жизнь и любовь! Дятел сходит с ума и улетает в страну вечной охоты, где собирает своим острым клювом потусторонних личинок.

            В общем дятел – потрясающая птица!

 

 

Дыра

 

Дыра это не просто отверстие. Это чаще проход, выход в иные миры и пространства. Чёрная дыра – гиперплотное образование (возможно сколлапсировавшая звезда), обладающее такой мощной гравитацией, что не позволяет вырваться из себя ничему, даже свету (однако по последним исследованиям в первую очередь маэстро Хоккинга она всё-таки выпускает определённое излучение). Чёрную дыру окружает так называемый горизонт событий, исходя из космогонических теорий за горизонтом событий происходит предельное замедление времени и гипотетический наблюдатель попавший за границу горизонта событий должен грубо говоря попасть в бесконечность. Раньше физики предполагали наличие чёрных дыр где-то совсем-совсем далеко  на окраинах нашей метагалактики, однако тот же Хоккинг показал возможность существования совсем крошечных чёрных дыр, которые могут существовать и в нашей Солнечной системе (одна из них предположительно находится в районе Плутона. Существует множество гипотез, о том что через чёрные дыры, как через магические порталы можно перемещаться сквозь пространство и время, вплоть до путешествий в иные вселенные, единственная проблема это транспортные средства способные противостоять гипергравитации.

            Дыра… Дырка… Дырка от бублика… Когда съедаешь бублик, то куда девается дырка? Или вот дыра в заборе. Если забор перегораживает нахоженные пути-дороги, то в нём обязательно появится дырка. Меня всегда поражало, что находятся какие-то очень сильные люди выгибающие стальные витые прутья!!! Причём эти дыры появляются по всей нашей необъятной стране от Калининграда до Владивостока. Очень забавно наблюдать как пробираются наши люди сквозь эти дырки. Ну ладно я в своём спортивном костюме, ну ладно пацаны и пацанки, но когда через дырку пробирается солидный дядечка с портфелем и бородкой клинышком, то это выглядит довольно забавно! Или когда протискивается расфуфыренная дамочка с необъятной грудью, так это уж вообще цирк!!!

            Так что дыра это не просто отверстие!

 

Думы

 

Я смотрю сквозь белую графику морозных узоров на редкое неторопливое падение заоконных снежинок. Слышу где-то далеко-далеко шум проходящего поезда и совсем рядом неумолимое тикание часов. Я отхлёбываю крепкий индийский чай и думаю о... Трудно сказать, о чём я сейчас думаю. Думы мои проносятся, как расплывчатые неуловимые тени. Они зацепляют, перекрывают и перечёркивают друг друга. Крошка, застрявшая меж зубов, напоминает о съеденном мясе, о тихом и светлом семейном ужине, за которым я ел это мясо, о великом счастье этой бестолковой домашней суеты и о великой печали, которую та же самая суета и приносит...

            Тиканье часов приводит меня к мыслям о вечности, к тому, как я мал, как я ничтожно мал перед ней. И те дела мои и вопросы, которые якобы предстанут перед ликом её, насколько они несоизмеримы с её бесконечным простором...

           Возможно ли творить, да и просто жить перед её оценкой? И как же может умещаться наша бесконечная душа в тесных рамках отмеренной жизни? И если жизнь земная конечна, то стоит ли посвящать её тому, что имеет смысл лишь перед дыханием вечности? И не разумнее, не естественнее ли устремиться к маленьким житейским радостям: к теплу семейного покоя и фейерверку дружеской попойки, и к столь желанному блеску славы, и к неожиданному всполоху любви? Но хочешь ли ты жить естественно и разумно? Может быть, тебя привлекают семейные скандалы и ссоры с друзьями, и глухая беззвестность, и чёрная ненависть? Но разве для вечности всё это имеет хоть какое-то значение! А что для неё имеет значение? Твоё искусство? Прилюдные разборки со своей душой? Твои нелепые, безумные фантазии? Твоя странная затея по созданию орфической энциклопедии? Твои попытки постиженья собственного Я? Поиски места этого самого Я в нашем необъяснимо-загадочном мире? Может быть, её заинтересуют изъяснения твоих яростных страстей? Или необычность твоих заблудившихся чувств? Может быть, ей интересно твоё глубокомысленное мнение по тому или иному вопросу? Неужели ей важно знать, что ты думаешь о взаимосвязи бытия и сознания или о том, как правильно выпить водки? Может быть, ей и интересно, но тебе-то, тебе-то какое дело до её бесконечно далёкого мнения? Неужели тебя гораздо меньше волнует сегодняшний или хотя бы завтрашний день? Мнение твоих друзей и просто случайных прохожих, неужто оно значит для тебя меньше, чем мнение какой-то абстрактно-далёкой вечности? Но в том-то и дело, что под оценкой этой не очень-то понятной и бесконечно далёкой вечности ты на самом-то деле подразумеваешь свою собственную оценку. Ты возомнил себя господом Богом. И осмелился судить свою душу, свои дерзания и свои ничтожные откровения. Но, возможно, в этом и есть некая странная истина. Возможно, в каждом из нас сокрыт свой собственный индивидуальный Бог. Не каждый открыл его в глубинах своей души. Но всё-таки каждый хоть однажды да чувствовал его сочувственный или укоризненный взгляд...

            Кошка, прыгнувшая на колени, возвращает меня из заоблачных мыслей к её взъерошенному затылку. Кто оно, это ласковое существо на четырёх лапах?.. Я, в гордыне своей, считаю его гораздо ниже себя и отказываю ему в душе и сознании. Но на каком это, собственно, основании? Я, мол, могу его покормить, а оно меня нет? Ну, а если оно заставило меня кормить и поить его, да ещё ласково гладить за ушком?! Я могу, мол, описать его, а оно меня не может? Но вдруг оно-то как раз и заставляет тебя что-то такое писать именно о нём, откуда ты знаешь? Коты не пишут ораторий, не сочиняют романов и не возводят величественных храмов? Но зато они не взрывают ядерных бомб, не сбрасывают химических отходов в моря и реки и даже не стоят у станков и конвейеров по 8 часов в день! Коты проводят свою жизнь в лени и праздности. Они и мышей-то ловят исключительно ради собственного удовольствия. На основании чего же мы отказали им в разумности? На основании лишь гордыни своей и закостенелости мышления!..

                Кошка ушла, справедливо опасаясь, что я случайно раскрою их сокровенные кошачьи тайны. А я отвлёкся на отдалённый и едва слышимый шум электрички. Она промелькнула в моём сознании цепочкой замёрзших окон. Пахнула на меня привокзальным запахом путешествий и приключений. Возродила в памяти моей беспечные странствия с рюкзаком за спиной и блеском настоящей жизни в глазах... И

осозналась вдруг вся нелепость недавних моих разборок с вечностью и вся ничтожность их по сравнению с жизнью...

         Вот и угас на немного поток внешних катализаторов мысли, и тогда сам текст, а вернее, написание текста повлекло меня к размышлениям. Написав эти несколько страничек, я, оказывается, что-то такое открыл для себя, я озадачил себя новыми вопросами, я задумался над тем, что ранее казалось очевидным.., моё постижение расширило свои границы, и я уже совсем не тот, кто начинал писать этот текст.

 

Дружба

 

Пронести дружбу через всю жизнь оказывается не так-то уж и просто.

            Причём, чем более сложен и многогранен человек, тем сложнее ему найти настоящего друга. Ведь дружба строиться в первую очередь на родстве душ и общности интересов. И если душа примитивна, то она всегда найдёт себе друга на почве выпивки, например или наркотиков, ну или спорта, там рыбалки, футбола, домино, наконец. Более высокоорганизованные души всегда существенно индивидуальнее, и как правило уходят в такие дебри познания и духовного поиска, что найти единомышленников в этих блужданиях не всегда представляется возможным. Друг и другой – слова однокоренные. Дружба - это попытки услышать себя в другом и другого в себе. В детстве и в старости мы практически всегда окружены друзьями. В детстве они помогают нам не затеряться в этом огромном-огромном мире и подталкивают к выбору своего пути. В старости друзья помогают скоротать остаток жизни и подготовиться к новому принципиально иному этапу существования. В расцвете лет человек больше нуждается не в друзьях, а в коллегах и единомышленниках, которые помогают ему осуществить своё предназначение. Вот поэтому на разных жизненных этапах каждому человеку становятся близки, то одни, то другие люди, и пронести дружбу через всю жизнь оказывается не так-то уж и просто.

 

Дресс-код

 

Настоящий поэт должен всячески бороться со всеми возможными дресс-кодами и не обращать на них абсолютно никакого внимания. Однако, что оно есть такое и чем отличается от формы одежды знать всё-таки будет не лишним. Форма одежды есть форма одежды, то есть она либо абсолютно одинакова для всего состава, как, например, в армии, милиции, флоте, авиации, монастыре и т.п., либо стремится к этой идентичности, каковой была, например, школьная форма, периода развитого социализма. Форма одежды – это частный случай дресс-кода. Дресс-код – это скорее формат (см) одежды, который диктует некую общую формулу костюма, оставляя внутри неё довольно высокую свободу самовыражения. В основном дресс-код используется на светских раутах и приёмах.

Обычно для светского жителя актуальны всего четыре основных варианта дресс-кода: White tie (дословно переводится как «белый галстук»), Black tie («черный галстук»), бизнес и кэжуал. White tie / Formal White tie получил своё название от белого галстука-бабочки, который надлежит надевать мужчинам, приглашенным на пати, проводимое согласно этому дресс-коду. Это самый строгий вариант одежды среди всех остальных. Такой дресс-код принят на раутах с участием королевских особ, международных дипломатических приёмах высокого уровня,  на государственных приёмах и т.п. Предполагается, что джентльмен, приглашенный на подобгое мероприятие, будет одет в чёрный двубортный фрак с шёлковыми лацканами и чёрные брюки с явно выраженными стрелками. Под фраком — белая накрахмаленная рубашка с манишкой и прикрепляемым на пуговицы накрахмаленным воротничком. Поверх рубашки белый жилет и белый галстук-бабочка. Носки могут быть только чёрными и удлиненными, желательно шёлковыми. Туфли — классические, только из кожи и только чёрные. Военные чины допускаются в форме.

            Black tie – стиль лишь ненамного более вольный и допускает ношение бабочек не только чёрного, но и, например, тёмно-синего цвета. Бизнес - характеризуется необходимостью носить костюм и галстук, а всё остальное уже на ваше усмотрение. Кэжуал даёт ещё большую свободу, запрещая лишь джинсы и прочие вольности, а вот в дресс-коде бизнес-кэжуал уже возможны и джинсы и даже шорты!

            В общем, боже мой, как же ты человек умудряешься усложнять себе жизнь!

 

Допущение

 

Именно неверное допущение может послужить завязкой для будущего стиха или романа. Вот допустит какой-нибудь Достоевский, что молодой студент теоретик топором укокошил старушку-процентщицу, а потом целый роман выкручивается из столь абсурдной ситуации.

            Неверное допущение – это ни что иное, как креативный приём.

 

Дополнительность

 

Принцип дополнительности, был сформулирован Нильсом Бором для квантовой механики. Согласно этому принципу, при экспериментальном исследовании микрообъекта точные данные могут быть получены либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени. Эти две взаимоисключающие картины энергетически-импульсная и пространственно-временная — «дополняют» друг друга. Подобный же Принцип действует на наш взгляд и в чувственно-аналитическом восприятии мира. Человек либо отдаётся своим чувствам, либо предаётся их анализу. Чем полнее чувства, тем слабее анализ, и наоборот, чем глубже анализ, тем тусклее чувства.

 

Дом

 

            Дом – это не просто постройка из кирпича и бетона. Дом это место где тебя ждут, и где тебе рады.

Человеку очень важно знать, что в мире есть такие места, где его всегда ждут и всегда ему рады. Именно всегда. Это наречие очень важно здесь, потому что подчёркивает, что тебе радуются не как подарку, не как развлечению, не как кому-то могущему принести пользу, но просто как человеку. Рады тому, что ты жив, что ты есть, что ты привёл с собой новых друзей...

Железная дорога

Железная дорога

Есть ли транспорт более поэтичный? Ну разве, что корабль! Это запах поезда, жидкий чай в подстаканниках, мерное позвякивание ложечки, неспешно меняющийся пейзаж за окном, горячая картошка, пирожки и пиво, купленные у бабулечек. Ну и конечно вагонные долгие разговоры!
            В России ширина железных дорог шире чем в Европе. Согласно, легенде, когда царя-батюшку спросили, какой шириной делать дорогу как в Европе или шире? Он будучи мудрым и образованным человеком сказал: «на хер шире?» («хер», кто не знает буква старорусской азбуки, служившая в приличном обществе эвфемизмом известного бранного слова). Легенда гласит, что вопросительная интонация была не услышана. И дороги сделали шире ровно на хер. Я как любознательный человек долго думал, что же послужило эталонам хера? И на чей эталон равнялись строители? Поэтому когда  довелось ехать на поезде в Европу, то при смене колёс тут же бросился сравнивать. И о чудо, разница-то ну совсем не велика, какой там хер, спичечный коробок не больше! И вдруг догадка: так они же взяли не длину, а ширину хера!!! Вот тогда да, тогда эталон был солидным и внушительным экземпляром!!!
            Кто хоть раз присутствовал при смене колёс никогда небудет этого эффектного зрелища. Вагоны висят в воздухе, а колёса в буквальном смысле выкатывают из под них. И всюду на этом разъезде куда не кинешь взгляд: колёса, колёса, колёса!

Жучки

В коробке с сушёной ромашкой завелись какие-то червячки. Я пересыпал её в стеклянную банку, предполагая червячков для рыбалки. Через какое-то время червячки окуклились, а потом превратились в непонятных и бесполезных жучков. Вскоре кто-то выбросил мою банку на помойку.

Дальнейшая жизнь этого маленького мира мне неизвестна.

 

Журнал

 

Журнал — это жидкообразное состояние слова, журчащее, подобно ручью, разрастающемуся от впадений новых источников, пересыхающему в засушливое время. И освежающее родную речь. Речь бишь о хороших журналах. А глянцевая периодика это, если продолжать метафору, обледеневшие ручьи и реки.

 

Журавли

 

Журавли это уже не просто птицы! Это поэтическая метафора, пронзившая небо! Известно ли вам, что форма журавлиного клина в точности повторяет угол кристаллов алмаза! Именно алмаза ни больше, ни меньше!

            Есть в этих журавлиных стаях в их странном курлыкании, в самой фигуре этой птицы какая-то невыразимая поэзия.

 

Живые книги

 

            Не так давно в Англии в Национальной Британской библиотеке была введена новая услуга – живые книги!!! Да-да, именно живые книги. Или книго-люди. В библиотеке набран целый штат людей разных профессий, по преимуществу редких, и любой желающий может заказать себе эту книгу на определённое время, чтобы из первоисточника узнать о секретах той или иной профессии. Явление, это весьма и весьма симптоматичное. Новый виток цивилизации, когда на трещащей по всем швам галактике Гуттенберга, начинается возврат к устной, сакральной передаче знания.

 

Жизнь

Тайна жизни одна из самых неразрешимых загадок, которые испокон веков волновали человечество. Средневековые алхимики бились над оживлением материи, пытаясь создать искусственных Големов, но все их попытки увенчались успехом, увы или к счастью, лишь в литературе.

            Сегодня ситуация практически не изменилась. Не только искусственного человека, но и самую заурядную одноклеточную бактерию, до сих пор не удаётся получить искусственным путём из неорганических элементов. Откуда взялась во вселенной жизнь? Непонятно практически в той же степени, как и откуда взялась сама вселенная. Впрочем, возможно, это ещё более загадочно. Космологический процесс развития Вселенной простроен достаточно подробно от момента большого взрыва, от времени близком к нулю Вселенной, с погрешностью мили-мили-мили и ещё десять раз мили-секунды. Как и в какой момент зародилась во вселенной жизнь с научной точки зрения даже предположить не удаётся. На Землю-то жизнь вероятнее всего попала вместе с какой-нибудь кометой, в которых учёным удалось обнаружить органические соединения, но как они оказались в комете этот вопрос остаётся открытым.

            Дальнейшее развитие ещё шатко-валко описывается различными эволюционными, мутационными, адаптационными и т.п. теориями, хотя и в них неимоверное количество дыр и белых пятен. В частности процесс формирования человека, обладающего сознанием и самосознанием, хромает практических во всех теориях.

            В общем, жизнь – это величайшее чудо! Удивительнейшее, необъяснимейшее и прекраснейшее явление. И нам остаётся быть лишь благодарными, за то, что мы стали частью этого грандиозного таинства.

 

Жест

 

Художественный жест сегодня стал одним из наиболее популярных средств самовыражения. Однако этот инструмент при всей, кажущейся интернациональной ясности и простоты понимания, таит в себе множество нюансов и подводных камней. Даже обычные бытовые жесты имеют в разных странах порой прямо противоположные значения. Так покачивание головой из стороны в сторону, означающее в большинстве стран – «нет», в Болгарии, Турции, Греции и Индии – означает «Да». Такая же инверсия происходит с покачиванием головой вверх вниз. Колечко из большого и указательного пальца символ «OК!» в англоязычных странах, во Франции воспринимается как отрицание, ноль, ничтожество, а в Бразилии этот жест, что-то вроде нашего поднятого вверх среднего пальца, в Японии так показывают деньги (наше потирание большого, указательного и среднего пальца), а в Марокко, Тунисе, Кипре и Греции этот жест означает нетрадиционную ориентацию. Поднятый вверх большой палец (наше ОК! Отлично), у дайверов означает, наоборот, всё плохо и нужно срочно подниматься наверх, в Европе и Америке этим жестом обычно пользуются автостопщики для остановки попутки, а в мусульманских странах этот жест крайне неприличен, а в Греции он означает «Заткнись!». Вращение указательным пальцем у виска в России и Франции обозначает «ты больной на всю голову», а в Голландии, наоборот, «ума палата», а в Великобритании «Думай сам, живи своей головой». Высунутой язык в большинстве стран воспринимается как оскорбление, а вот в Тибете он обозначает: «Будь спокоен! Я ничего не замышляю против тебя!». Наш кукиш во Франции будет расценен, как Fak you, а в Японии и Таиланде как предложение полного спектра сексуальных услуг.

            Так что если устоявшиеся жесты имеют столь широкий диапазон толкований, то что уж говорить о жестах художника. Ну, например, наложил Александр Бренер кучу в Эрмитаже и как прикажете этот жест понимать? Сам-то он небось думал что-то типа клал я на ваше классическое искусство, но можно ведь и по другому воспринять, например, так: «у меня не работает ни голова, ни руки и могу я творить лишь задницей, а задница она что может сделать? Правильно! Может быть вы думаете, что я идиот? Отнюдь, идиоты как раз те, кто воспринял этот жест, как художественную практику.»

            Или, скажем показал я недавно на видео перформанс одного художника из Норвегии. Он там ходит в странных одеждах по музею и всем предлагает батон хлеба. Ну уж кажется что может быть прозрачнее. «ребята, да наплюйте вы на эти художества, а лучше откушайте хлеба.» Так после фильма ко мне человек 5 подошли и спросили: «скажите, а что художник этим перформансом хотел сказать?»

            В общем жестикулировать нужно с осторожностью!

 

Жертвенность

 

Человеку часто приходится действовать против собственных желаний. Он может действовать так в силу благодарности или долга, по причинам морали или религии, во имя какой-нибудь высокой цели, ради своих детей или родителей, или просто из-за страха навлечь на себя неприятности. В принципе, подавление желаний вполне естественный биологический процесс, известный и в мире диких животных. Так, в лютые морозы волки подавляют в себе желание еды и охоты, опасаясь замёрзнуть... Однако постоянное подавление желаний может накапливать некоторые нереализованные психологические возможности и в конечном итоге привести к непредвиденному эмоциональному взрыву.

Особенно осторожным нужно быть на стезе жертвенности ради своих близких. Прежде чем приносить им в жертву свою личную жизнь, хорошенько подумайте, а нужна ли им эта жертва? Хотят ли они её? Примут ли? Не лучше ли попробовать включить их в вашу жизнь. Вовлечь в свои желания и интересы...

 

Женщина

Основные поведенческие отличия женщин от мужчин таковы:

  1. Женщины зажигают спичку от себя (отторжение огня), а мужчины к себе (жажда огня).
  2. Женщины выжимают бельё к себе (желание воды), а мужчины от себя (отторжение воды).
  3. Женщины вдевают нитку в иголку (желание быть хоть иногда мужчиной), мужчины насаживают иголку на нитку (желание быть хоть иногда женщиной). 

Филологический нонсенс: В русском языке, как правило все слова, оканчивающиеся на «а» женского рода, за исключением слова «мужчина»!

Лингвистическое наблюдение: Почти во всех языках слово «мужчина» и «человек» синонимы: английский, немецкий -  man, французский -  homme, украинский и т.п. – человик, древнееврейский – адам, но зато во многих языках, в том числе и в русском «женщина» синонимична «жизни», в частности – Ева, означает «Жизнь».

Зеркала

«Зеркала и деторождения отвратительны, поскольку и те и другие увеличивают количество людей.» - утверждал старый эциклопедист-пессимист Борхес. В какой-то момент ему видимо так опостылели люди, что он взял и ослеп, а быть может, то была божья кара за его умудрённое человеконенавистничество.

            Зеркала вне всяких сомнений вещи мистические и загадочные. Зазеркалье всегда волновало умы художников, философов и писателей. Волновало как раз вот это странное квазиподобие зазеркалья, почти точное воспроизведение действительности. Но вот оказалось, что книга, текст не способен отразиться! То есть отражаться-то он отражается, но превращается в абракадабру (см)! И чтобы его прочесть нужно ещё одно зеркало! То есть отражение действительности, данное в тексте и вторично отражённое в зеркале, должно быть дешифрировано ещё одним зеркальным отражением! И если поставить два зеркала друг перед другом, прислонив к одному из них книгу, то мы получим бесконечную вереницу читаемых и нечитаемых текстов. Чтень и Нечтень.

 

Звукоподражание

 

Звукоподражание – это наглядный пример этнографического субъективизма. И на этом примере можно прекрасно видеть откуда и как пошли разные языки. Удивительно, но слыша одни и те же звуки разные народы передают их по разному при помощи своего языка. Например, наше и-го-го! в английском языке звучит как [нэй] (neigh), а крик осла  и-а — [хи-хё] (hee-haw), а вот крик утки — кряк! — скорее похож на наше кваканье лягушки — [квэк] (quack), лягушка же в английском и немецком языке кричит так – Kilovolt-ampere, а в итальнском gre-gre. Кукареку – cock-a-doodle-doo (англ.), сасагеа (исп.), cocorico (франц.), chicchichi (итал.).  Не менее интересны и другие звуки: чайник по-английски кипит так — [хис] (his), вода, выливающаяся из бутылки, булькает [глаг-глаг] (glug — glug), far-gloglo (на итальянском), английская  дверь скрипит [сквик-сквик] (squeak), а бомба взрывается со звуком [каа-бум] (ka-boom).

            Примеры различного звукоподражания ясно показывают ограниченность языка. Эту ограниченность долго пытались преодолеть футуристы, разрабатывая заумный язык (см. заумь).

 

Звёзды

 

Звёзды даны нам для осознания собственной малости. Как совершенно верно подметил Кант: «две вещи никогда не перестанут волновать человека – это звёздное небо над головой и моральный закон внутри него (см. этика, совесть)

            Звёзды даны нам, чтобы постичь величие мироздания. Как хорошо откинуться на песок посреди безлюдного морского пляжа и внимать им под мерный рокот морского прибоя, или в отеле-музее (см. меценат) в башне Сигизмунда лежать на вращающейся кровати с бутылкой белого сицилийского вина и смотреть, смотреть, смотреть… или улечься на верхушке стога сена  средь бескрайних луговых пространств и любоваться ими под мерное журчание небольшого ручья, или ловить их отражения в мерной глади лесной речушки, или зимой, под поскрипывание снега под ногами, запрокинуть голову и рассматривать созвездие лебедя, реющее сквозь млечный путь куда-то к центру галактики…

 

Звательный падеж

 

Седьмой падеж древнерусского языка, удивительно поэтичный и трогательный. Применялся при обращении к кому-либо. На сегодняшний день некоторые его формы сохранились в церковнославянском и отчасти в украинском языке. Отец – отче, брат – бра’те, мать – ма’мо, сестра – се’стре, друг – друже, сын – сыне, дочь – доче.

 

Зачем

 

Вопрос «Зачем?» обращён к будущему и предполагает некоторое целеполагание, в отличие от вопроса «Почему?», обращённого к прошлому и доискивающемуся до первопричины. На мой взгляд, причины отыскать проще, а вот осознать цели сложнее. Особую значимость эти вопросы получают в эсхатологии. Когда мы поставим их перед целями и причинами мироздания, то на интуитивном уровне причины постигнуть гораздо проще, чем понять цели. Причиной может быть банальное любопытство, эксперимент, и даже случайное стечение обстоятельств. А вот цель конечно туманна… А может быть и нет никакой цели? Зачем она?

Абсолютно любой вопрос при выяснении отношений с первотворящей причиной (создателем) не может быть до конца исчерпан. И каждый ответ на этот (любой) вопрос приоткрывает лишь новую грань этих принципиально непознаваемых отношений. Один из саамы важных Вопросов, искони волнующий человека, это Вопрос «Зачем?».

            Зачем, Для чего, С какою целью Всевышний создал человека?

Одна из составляющих глобального Ответа на этот Вопрос — ответ: «просто так», «так уж случилось», «не задаваясь никакой целью». Просто сотворил и «увидел, что это весьма хорошо». Этот ответ по своим следствиям равносилен пустопорожности Вопроса «Зачем?» и допущению параллельного, независимого существования человека и Бога.

Другой ответ — не имея прямых целей. Аналогией этому ответу может служить, например, животный инстинкт продолжения рода. Очевидной критикой этой аналогии является следующее возражение: «о каком продолжении рода может идти речь в бессмертном мире?» Но, во-первых, мы ничего не знаем о бессмертии. Во-вторых, в приведённой аналогии основной упор всё-таки сделан на инстинкт (зачем-то это надо, а вот зачем — неизвестно и необъяснимо). И, в-третьих, аналогия — не есть прямое перенесение, и при желании это слово можно заменить, например, вот таким выражением: «нечто похожее на...»

Следующая группа ответов на Вопрос «Зачем?» — ответы, предполагающие цели создания.

Одна из возможных целей — это само Творение и человек, как венец его. («Искусство ради искусства»)

Другая возможная цель — «инструмент». Музыканту и даже композитору необходим инструмент. Режиссёру необходимы актёры. И т.д. и т.п.

И, может быть, жизненные пути святых, пророков, гениев или даже целых народов — это просто шедевры великого Романиста и Постановщика.

Третья возможная цель — это освоение мирового Духа. Вполне возможно, что некоторые грани мирового духа доступны лишь плотским, смертным существам. Равно тому, как некоторые грани цвета и звука может постичь лишь слепоглухой человек.

Отметим, что все изложенные и не изложенные здесь гипотезы не исчерпывают, но входят взаимодополняемыми частями в единый заглавный Ответ.

 

Заумь

 

Заумь нежным громом ворвалась в говор поэзии и, освежив его звонким сиянием, ушла восвояси. Заумь - это попытка поэтов начала ХХ века вернуться к истокам праязыка, отыскать истинные имена вещей и событий, выстроить новые соответствия между фонетической и функциональной сущностью предметов.

По-над извне андо сверх

Вне ин пере за он под

Через гипер архи вон

Ундер бат фруаут дес

Даун вери заумь ЕС

            Ну или что-то в этом роде и есть заумь.

 

Замысел

 

У одного Великого Поэта родился грандиозный замысел. Но поэт был весел и беспутен, и его расхристанная жизнь всё время мешала воплощению замысла. И как-то раз он поделился своими задумками со своим собратом — Великим Прозаиком. Прозаик так загорелся этими сумбурными поэтическими намётками, что потратил на их воплощение всю свою бесконечную жизнь... А у поэта возник ещё один замысел, причём не менее грандиозный, а потом ещё и ещё, и ещё... Он жонглировал ими, как осенними яблоками, он бросал их, словно водородные бомбы, на тот, первоначальный, что когда-то отдал Прозаику... Он постоянно твердил о сухости исполнения и о том, что  Прозаик делает его замысел слишком уж правильным, а потому и слишком скучным. Он убеждал Прозаика приняться за что-то другое, а этот Замысел оставить самому себе — пусть развивается по собственным законом. Он говорил, что к старости и сам попытается что-нибудь воплотить — перевести субстанцию своей мысли в реальность, но не сейчас... Сейчас его влекут другие, ещё не пришедшие, но уже гениальные замыслы...

И, между прочим, персонажи Замысла окрестили Великого Поэта—Демоном зла, а Прозаик получил имя — Создателя.

 

Замереть

 

Замирать от восторга, от внезапно нахлынувшего чувства, от переполнения души, от пронзительной мысли или от лёгкого дуновения приближающегося стиха! Замереть перед вдруг открывшейся красотой, перед каким-то неуловимым движением бытия, перед космической вечностью…

            «Замереть» - очень сильное слово, которое по сути своей означает кратковременную смерть! В миг, когда замирает твоя душа, окружающий мир исчезает, и всё твоё существо концентрируется лишь на одном единственном впечатлении.

 

Законы

 

Одной из наиболее интересных загадок, существующих в природе, является так называемая «проблема ветра». Дело в том, что причвычное школьное толкование, впечатанное в человеческие сознания со времён Азбуки Льва Толстого, который объяснил всему миру, почему ветер дует... Дело в том, что это псевдонаучное толкование весьма ущербно и отнюдь не способно заменить предшествующую ему гипотезу, что ветры — это дыхание богов. Простая гипотеза о маскировке разрушает всю физическую теорию самым глобальным образом. Гипотеза маскировки гласит, что затаившиеся боги способны весьма искусно преображаться и могут подстраивать своё дыхание под смешные физические законы, придуманные человеком. Подобно искусному зверолову, который не только подстраивает свой шаг под шаг преследуемого животного, но и заставляет своё сердце биться в унисон с сердцем добычи, так и боги отсылают свои вздохи коллинеарно той ерунде, которую сочинили физики-термодинамисты. Разумеется, это касается и всех остальных физических законов, а не только ветра.

Заимствования

            Необъяснимо, но пришедшие к нам из других стран предметы, продукты, инструменты и прочая утварь почему-то всегда женского рода, а если слова имеют только множественное число, то они имеют множественное число аналогичное женскому роду.
Вот небольшой список:
Финн – это финн, финка – это нож.
Грек – это грек, а гречка – это крупа.
Болгарин – это болгарин, а болгарка – это пила.
Испанец – это испанец, а испанка – это шапочка, а также грипп.
Турок – это турок, а турка – это джезва для варки кофе.
Француз – это француз, а французка – это венерическая болезнь.
Итальянец – это итальянец, а итальянка (или тальянка) – гармонь.
Поляк – это поляк, а полька – танец.
Чех – это чех, а чешка – балетная тапочка.
Норвежцы – это норвежцы, а норвежки – коньки.
Венгр – это венгр, а венгерка – тонкая резинка.
Китаец – это китаец, а китайка – яблоко.
Вьетнамцы - это вьетнамцы, а вьетнамки - тапочки.
Индеец – это индеец, а индейка – птица.
Кореец – это кореец, а корейка – мясо.
Американец – это американец, а американка – игра в бильярде, или игра на исполнение любого желания.
Канадец – это канадец, а канадка – стрижка, канадки – хоккейные коньки.
Шотландец это шотландец, а шотландка - клетчатая ткань.
 Болонец это болонец, а болонка - собака.
(Болонья город в Италии)
 Голландец - это голландец, а голландка - печь.
Швед - это швед, а шведка - внешняя сторона стопы (в футболе).

Зажигалка

Зажигалка очень славная вещь! Конечно, с точки зрения добывания огня лучше всего приобрести какую-нибудь бензиновую «Зиппо». Огонь нужен для того чтобы развести костёр (см), прикурить (см. курение) или размахивать огонёчком на рок-концерте. Но во всех остальных смыслах куда как лучше обычные прозрачные газовые зажигалки, стоящие дешевле поездки в метро. Как здорово смотреть сквозь такую зажигалку на солнце! Любоваться игрой цвета и света! Для этого дела лучше всего подходят синие или фиолетовые. А как приятно наблюдать за перетеканием газа из одного отделения в другое! Очень надо сказать медитативное и успокаивающее занятие! Ещё такой зажигалкой очень удобно открывать пивные бутылки.
            В общем, зажигалка очень славная вещь!

Заботы

 

Человек очень любит приобретать себе заботы. Иногда, конечно, получается жить легко и непредвзято, но периоды эти, как правило, кратки. Человек покупает себе компьютер или автомобиль, строит дачу, организует фирму, заводит собаку — да мало ли какую ещё головную боль можно выдумать?

                   Человек существо заботливое, заботящееся, озабоченное, заботавшееся...



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.