Горы
Mountains
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Вино

Вино воспето поэтами и писателями всех времён и народов, начиная с Басё, Сайгё, Су Ши, Ли Бо, Омара Хайяма и заканчивая Венедиктом Ерофеевым и вашим покорным слугой. Разумеется, хороший бокал вина всегда был и остаётся добрым спутником поэта! О пользе и о вреде вина написаны многочисленные трактаты и, разумеется, здесь неуместно их повторять. И однако есть один нерушимый принцип в употреблении вина, нарушение которого может привести к алкоголизму и полной деградации личности. Вино надлежит пить исключительно в радость и никогда с горя, никогда от тоски, никогда ради снятия похмельного синдрома. В радость и только в радость. Впрочем, можно ещё и в отраду, и на веселие (см. три монастырских тоста).

 

Визуальная поэзия

 

Визуальная поэзия — это довольно маргинальная область европейской литературы и графики, но сердцевина поэтической традиции Китая, Японии и Кореи. Собственно, разработчики иероглифов и были первыми визуальными поэтами.

 

Вещь

 

Я созерцаю письменность вещей. Их древние давно забытые названия... Не звук, сокрытый в глубине структуры, но слово, объясняющее суть.

У каждой вещи есть свой цвет и форма, свой запах, вкус, упругость, красота... и множество иных характеристик.

Всё то же существует и у слова.

И вот когда

Все эти признаки и качества совпали,

Тогда и найдено для вещи пра-названье,

Которое и есть её душа.

 

Вечный двигатель

Каждый мал мала образованный человек знает о том, что вечный двигатель невозможен. И почти никто не обращает внимания на то, что законы физики дают запрет лишь на существование вечных двигателей первого и второго рода! Или, проще говоря, термодинамических двигателей. Если же рассматривать вечный двигатель как некую систему способную поддерживать вечное движение, то такие системы, разумеется, существуют. Например, если в качестве подпитки двигателя использовать не привычное нам горючее, а гравитацию, то проблемы с постоянной подпиткой извне исчезают. По крайней мере, на сегодняшний день нигде не говорится об уменьшении гравитационного воздействия с течением времени. Простейший гравитационный двигатель это спутник, вращающийся вокруг Земли или Солнца под действием гравитационных сил. Или, например, гравитационный маятник-лифт, который можно сделать следующим образом: сверлим землю по оси насквозь, откачиваем из шахты воздух и бросаем вниз лифт. Согласно законам физики, если в шахте действительно вакуум, то лифт пролетит Землю насквозь и долетит ровно до другой стороны Земли, потом обратно и так будет качаться вечно. На практике, конечно, со временем остановится, из-за невозможности добиться полного вакуума, из-за неидеальности формы и т.п., но в теории такой двигатель вполне возможен.

 

Вечер

 

Круглый стол на моей террасе располагает к вихреобразным мыслям.

Пространство между рядами стёкол располагает к отражениям.

Раскидистые сосны располагают к вечности.

А скольжение облаков — к неуловимому мгновению.

Из этого добротного материала я и возвожу хрупкую постройку моего стихотворения.

Мысли кружатся по контуру стола, ударяясь в слегка запылённые окна, оседают солнечными бликами на соснах и уносятся вдаль, сливаясь с дымкой облаков.

Я разрешаю им кружиться, возмущать застывшее пространство, отражаться в неверном свете заходящего солнца, таять среди облаковых мгновений и застывать прозрачной пахучей смолой сосновой вечности.

Иногда мне кажется, что мир всего лишь повод для человеческой радости и улыбки. И не нужно искать в нём иных физических и метафизических смыслов.

Я сижу на своей террасе, слушаю дробь каблучков по асфальту, и мне приятно думать, что девушка, прошедшая мимо, невыразимо прекрасна. И, видимо, она неспроста ворвалась в эти белокрылые стихи, чтобы хоть как-то разрушить их добротность и добавить в них глоток уходящего мига.

Водка

Русская водка уже давно стала не просто алкогольным продуктом, но своеобразным национальным символом, занимающим в народном

сознании одно из первых мест.

Согласно, статистическому опросу, на вопрос:

“Какой предмет по вашему мнению наиболее полно характеризует Россию?”

45% - ответили “водка”, 21% - берёзка, 13% - хлеб, 11 % - трёхцветный флаг,

 5% - матрёшка, 4% - двухглавый орёл, 1% - медведь.

      Впрочем, очень многие считают водку “горьким символом России”, источником всех её бед и несчастий. Однако, всякий мыслящий человек безусловно согласится с древнерусской пословицей “Невинно вино - виновато пьянство!”.

             Характерной особенностью русской водки является её крепость. Заслуга открытия оптимальной крепости водки принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву. Дело в том, что при смешивании спирта с водою происходит сжатие смеси, то есть если смешать литр спирта и литр воды получится не два литра смеси, а значительно меньше. Задача заключалась в том, чтобы добиться максимального сжатия смеси. Менделеев впервые предложил при смешивании брать жидкости не по объёму, а по весу, что сразу повысило точность измерений. В результате почти двухлетних исследований великий русский химик вывел довольно простую, по его мнению, формулу, содержащую30 членов, согласно которой можно было очень точно определить необходимые пропорции воды и спирта. Оказалось, что наилучшим соотношением является смесь крепостью 40%. В этом случает на каждую молекулу спирта приходится ровно три молекулы воды (видно не только люди любят соображать на троих), смесь становится наиболее однородной и оказывает оптимальное воздействие на организм.  Знаменитое достижение Менделеева было запатентовано правительством России в 1894 году, как русская национальная водка, которая называлась тогда “Московская особенная”.

            Но это всё наука. А как чудесно, вернувшись с зимней прогулки, опрокинуть рюмочку, да под тарелочку горячих щей! Вот здесь-то уже и начинается прозрачная как слеза поэзия!

 

Вовлечённость

 

У любой вовлечённости есть как плюсы, так и минусы.

            Вовлечённость в предмет, в какое либо дело, в тему, в творческий акт всегда предполагает полное погружение в это занятие, выдёргивание из всего многообразия мира лишь тех элементов, которые необходимы тебе в данный момент и полное игнорирование всего остального. Так, например, когда я писал книгу о Драконах (был у меня такой заказ, во времена оно, когда Интернет был ещё диковинкой и сведения приходилось черпать из саамы разных источников), так вот тогда эти драконы стали на меня сыпаться просто изо всех углов! Из книг, из телевизора, стоило его только включить, из радио, из газет, которые я практически не читаю, из случайных разговоров ну и конечно изо всех уголков памяти. Вовлечённость часто перерастает в зацикленность и в фанатизм, и человек, по определению Аксёнова, становится мобил-дробилом. Что конечно, печально ибо поле зрение его  очень сильно обуживается и многое остаётся за краем его Мобил-дробилской жизни. Мобил-дробил способен перемещаться лишь по одной из вертикалей познания, избегая горизонтальных поисков или бесцельных блужданий. Безусловно, зацикленность на чём-то одном делает из него классного специалиста в своей сфере, что в наш век, когда каждая область знания, техники, да и просто какого-либо дела предельно усложнилась, немаловажно. Но, увы, эта самая вовлечённость неминуемо обедняет существование мобил-дробила.

Иосиф Бродский в одном из своих эссе, заметил, что для российской поэзии характерны не вертикальные, а горизонтальные поиски, что нашим поэтам интереснее продвигаться вширь, а не вглубь, что, на мой взгляд, недалеко от истины.

Лично я предпочитаю своего рода дискретное движение. Кратковременные творческие запои, полное погружение в интересующую тебя на данный момент тему, с последующими бесцельными, хаотическими блужданиями, пока не утянет тебя в глубину, очередная история.

Всё что я сказал, справедливо не только для творческих и профессиональных потоков, но и для самого ординарного бытового слоя. Так, заядлый грибник практически не замечает красоты окружающего леса, его взгляд сфокусирован на среднюю дистанцию и предназначен лишь для поиска грибов, так рыболов-любитель, не видит ни отражения облаков, ни кривобокий полёт стрекоз, ни порхания бабочек, его взгляд прикован к поплавку, к сторожку, к леске. Все его чувства напряжены в ожидании поклёвки, которую ни в коем случае нельзя пропустить.

В своё время на утренних пробежках я собирал мусор в нашем лесопарке (деяние безусловно похвальное и благородное), и вот в какой-то момент, я вдруг осознал, что перестал замечать как шумят деревья, как стучат дятлы, как копошатся синицы в кустах и в какую сторону плывут облака. Взгляд мой цеплялся лишь за разбросанные тут и там бутылки, пакеты, банки, которые нужно было собрать и выбросить на помойку. И тогда я решил оставить это дело, вернее несколько изменить подход к нему. Пять-семь минут я собирал только мусор и, набрав два пакета, полностью забывал о его существовании, отпуская свои чувства в свободный полёт…

Так что у любой вовлечённости есть как плюсы, так и минусы.

 

Внушение

 

Механизмы внушения поистине с фантастической силой влияют на организм. Причём могут как помогать человеку, так и вредить ему. Кажется у О’Генри есть чудесный рассказ, о том как больная девочка смотрела на осеннее дерево с оставшимся на нём одном единственном листом, и сказала, что вот когда опадёт этот лист тогда и я умру. А её разговор подслушал старый художник, который и стал приглядывать за листом, который вопреки всем ветрам и дождям оставался на дереве, а в какой-то момент, о чудо! Рядом с ним проклюнулся зелёный росток, и вместе с первым снегом новый листок распустился!!! Каждую ночь, несмотря на непогоду забирался художник на дерево, и имитировал процессы жизни при помощи своих волшебных красок. И, вот вам второе чудо: смертельно больная девочка пошла на поправку! А вот вам другая история, которую проделали любопытные американцы с приговоренными к смертной казни на электрическом стуле. Они пропускалт через стул ток совершенно неопасный для здоровья человека, но практически все осуждённые умирали, когда чувствовали этот разряд.

 

Внутренняя поэзия вещей.

 

Как показала эта энциклопедия практически в любом предмете, продукте, явлении можно открыть целые пласты скрытых поэтических смыслов. Однако существует целый класс вещей из которых поэзия бьёт во все щели и незаметит её потоки разве что слепой, глухой и убогий. Вот взять продукты: безусловно,  вино (см), чай (см), кофе (см), мате, сыр (см), оливки (см), уха (см), яблоки (см) – обладают вековой намоленной поэтичостью, а например, манная каша, фруктовое пюре, паровые котлеты и прочая диетическая лабуда стоят в стороне от горячих поэтических потоков.

 

 

Вирус

 

            Не помню то ли у Парщикова, то ли у Курицына была идея о том, что поскольку вирусы непосредственно внедряются в ДНК человека, то их можно было бы использовать, например, разведслужбами для сбора информации о каждом человеке. Вот так и не больше не меньше!

            А вообще, человек весьма негативно относится к вирусам. К вирусу гриппа с презрением, к вирусу СПИДа с космическим ужасом.

Однако, если абстрагироваться от человечества, забыть про его венценосность творения, то и само человечество может выглядеть подобно зловредному вирусу, населившего Землю-сад и загадившему её. Предположительный небесный Садовник может от огорчения чем-нибудь и поморить человечество-то. А если у него существует запрет на прямое вмешательство, то может он как-нибудь при помощи антивирусов побороться. То есть начнут появляться среди людей какие-нибудь Гринпис-мессии, вправляющие должным образом мозги человечеству, а может быть и более жёсткий вариант, когда не лечение будет вестись, а полное уничтожение, посредством каких-нибудь сумасшедших антивирусных генералов, учиняющих бомбардировку нейтронными бомбами.

Газета

 Газета — это газообразное состояние слова, подвластное текущему ветру событий, возникающее от испарений жизни и разлетающееся в прах под прессом перемен.

А произошло слово газета от итальянского gazeta по названию старинной венецианской монеты, которой оплачивались первые газеты.

 

Газ

 

Один из редчайших примеров когда у широко известного  обиходного слова известен автор. Слово «газ» лет 400 назад придумал брюссельский химик И. Б. ван Гельмонт (1577-1644 гг.) на основании слова Chaos "хаос", которое он нашёл у Парацельса.

 

Выхаживать

 

Выхаживать можно не только тяжелобольного, но и мысль, идею, решение проблемы. Выхаживать в самом прямом смысле, шагая. Хорошо выхаживать мысль в каком-нибудь знаком лесу, прохладным осенним утром, по не раз уже хоженым дорожкам.

 

Выбор

Выбор – одна из непременных составляющих свободы, а стало быть, и человеческого существования. Мы живём в мире, переполненном случаями, случайностями, и тысячами самых разных возможностей. Однако кто-то проходит мимо великих случайностей, даже не замечая их, а кто-то впитывает их в свою душу и в своё сознание, и поднимает с земли чистейшее золото, казавшееся всему остальному сообществу ржавой консервной банкой. Мы выбираем свой путь. Выбираем постоянно, ежедневно и даже чаще. Что-то выбирается сознательно, а что-то неосознанно, интуитивно. И, наверное, чем больше мы доверяем в выборе своего пути интуиции, тем вернее будет вектор, ведущий нас к основной цели, если она конечно есть.

 

Время

 

            Физическая и философская структура времени невероятно сложна, и, вообще говоря, трудно ответить даже на такой, казалось бы, простой вопрос, а существует ли оно, время-то? С уверенностью можно говорить лишь о введённом параметре для описания длительности тех или иных физических процессов. Но длительность и время вещи принципиально различные. Длительность напрямую зависит от скорости, и не только от скорости процесса, но и от скорости системы, в которой этот процесс происходит. А что такое время — на это так просто не ответишь. Ну, взять хотя бы ничего толком не говорящее определение «Время — форма существования материи», если хорошенько попытаться проникнуть в его смысл, то можно просто свихнуться. Опять же все эти невозможные понятия «Начала» и «Вечности»... Предпочтительность момента начала всем остальным точкам на оси времени необъяснима. И если было начало, то что было до него? Если мы живём в самозародившейся вселенной, то из чего она самозародилась? И почему именно в этот миг, а не позже или раньше? Если же мы порождение творца, то чем он занимался до творения? И откуда он сам-то взялся? Вообще говоря, существование времени для человека совсем необязательно. Вполне возможно допустить, что мир появился только что. Весь. Сразу. С идеей истории, с памятью, со знанием, с ощущением прошлого и т.д. и т.п.. А пространству сознания и вообще чуждо не только ощущение времени, но и причинно-следственные связи. Что было раньше: мысль или объяснение мысли? Вопрос или ответ? Первая строка стихотворения или вторая? Смерть героя или его рождение? Или рождение без смерти? Или смерть без рождения? Всё перепутано. Всё смешано во вневременном хаосе, из которого выдёргиваются в беспорядке сознательные и бессознательные события. Если человек разумен, то он старается придать этим событиям некую стройность и подогнать их к существующим шаблонам, если же безумен или гениален, то он вполне может удовлетвориться необъяснимым и алогичным хаосом.

В кругах научной общественности бытует широко распространенное мнение, что природные закономерности не изменяются с течением времени. Однако этот факт совсем не очевиден. Свойства мировой материи вполне могут зависеть от времени. И материя (вся мировая материя), подобно обычным материалам, может обладать усталостью, стареть, изменять свою структуру под действием всеобщих нагрузок. И если никого не удивляет положение о том, что время — это форма существования материи, то почему бы не допустить и обратного положения, что материя — это форма существования времени? Но тогда возникает резонный вопрос: а могут ли существовать иные, нематериальные формы времени? Да. Безусловно, могут. Одна из таких форм — сознание. Сознание — это шаткая, постоянно меняющаяся форма времени, не подчинённая никаким закономерностям. Время может (условно выражаясь) «ежесекундно» умирать и рождаться в сознании, течь «одновременно» и вперёд, и назад, стоять на месте и длиться, достигать нуля и бесконечности в одной и той же точке.

 

Ворон, ворона.

 

Ворон и ворона совершенно разные птицы, хотя и оба видимо происходят от слова «вор». Именно ворон дал название вороному цвету (то есть иссиня чёрному, как и он сам). Ворон прославлен в песнях, от ворона произошла и знаменитая машина «воронок». Ворон выглядит красивым, сильным и подлым, питается падалью и т.п. А вот ворона птица серая, неказистая, с отвратительным карканьем, но, как известно всем, и подтверждено орнитологами самая умная птица! Благодаря своему уму ворона с лёгкостью обеспечивает себя пропитанием и имея достаточно времени для досуга, она одна из немногих птиц, позволяющая себе поразвлекаться, поиграть и даже пошутить! Мне лично неоднократно доводилось наблюдать вороньи шалости. Так однажды я видел как ворона таскала за хвост котёнка! Бедолага и так от неё и этак, а она отпрыгнет клюнет его за хвост и честное слово такое впечатление, что хохочет! А в литературе я читал описание случая, как ворона каталась с крыши! Ворона поднималась на верх гладкой жестяной крыши опрокидывалась на спину и съезжала вниз, срываясь с края, она делала в воздухе кульбит, вставала на крыло и, взлетев на конёк, продолжала свою забаву!

 

Волос

 

Именно от волоса произошло слово «власть»! Те, у кого были длинные волосы (старейшины рода) и обладали властью.  В современном мире власть и волосы разбежались в разные стороны. И, пожалуй, Фидель Кастро был последним волосатым правителем. Сегодня у кормила власти стоят гладковыбритые и короткостриженные политики, и, наверное, полный и окончательный крах цивилизации настанет, когда к власти придут бритоголовые.

Город

Двигаться по улицам города, не имея конкретной цели, заглядывать в маленькие кофейни, пить крепкий чёрный кофе с рюмкой коньяка или рома, фотографировать забавные надписи и рисунки на стенах, скормить воробьям и уткам длинный французский батон, сесть в первый попавшийся трамвай и уехать в неизвестном направлении, сойти где-нибудь в случайно оказавшемся по дороге коломенском, добраться до оврага, постоять босиком на «мужском» и на «женском» камне, пропитываясь идущей от них энергией, послушать гусляров и звонарей около белой церкви, спуститься к реке и взять там пластиковый пол-литровый стакан пива. Развалиться на зелёной траве и наслаждаться началом лета, пивом, тёплым невидимым паром, струящимся от земли, а потом подняться вверх и снова двинуться по улицам города, не имея конкретной цели.

 

Гламу́р

Гламур происходит от английского glamour -  «чары», «очарование». Во Франции в старину так называли вуалетку, скрывающую изъяны на лице. Гламур понятие оценочное и оценка при этом может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от вкусов говорящего. Отношение к гламурности это своего рода водораздел по которому отделяются зёрна от плевел. Забавно то, что человек либо хочет быть гламурным, либо наоборот активно избегает её. Я задумался над обобщённым антонимом к гламуру и встал в некоторый тупик, частных разумеется полно: гранж, хиппи, панк, бродяги в конце-концов.  Гламурные люди читают исключительно глянцевые журналы и отсюда появился синоним гламура – глянец. Не гламурные выбирают журналы попроще, обращая внимание прежде всего на содержание, а уж потом на форму. Гламуры в первую очередь стремятся к общепринятым стандартам «роскошного», «шикарного», внешне «блестящего». Их антонимы заняты в большей степени проблемами духа, творчества, поиска своего пути. Гламурность – это своего рода маскировка, приукрашение реальной действительности, попытка повышения собственного статуса, за счёт внешнего блеска. Гламурность понятие а-поэтическое, но безусловно забавное и очень симптоматичное.

 

Гимн

 

Перед футбольным матчем команды поют гимн своей страны. И это очень показательно. Сразу видно как страна относится к своему гимну. У испанцев слов нет, стоят как солдатики по стойке смирно и слушают музыку. Итальянцы, поют с воодушевлением, поют все красиво, поют и трибуны, гимн разносится на весь стадион. Россияне – вяло-вяло, чувствуется слова помнят с трудом, на трибунах подхватывают единицы. Я заинтересовался, а что за гимн-то у нас (и это тоже показательно, что я, как и большинство жителей нашей страны этого гимна знать не знают, кажется, он вошёл в школьную программу, и, возможно, следующее поколение будет знать). Порылся в Интернете, боже мой, так оказывается 100-летний Михалков, с Эль-Регистаном, сделали римэйк на свой старый советский гимн. Вот это да! Почитал критику. В основном все критикуют, за то, что, мол, этот гимн напрямую ассоциируется со сталинской эпохой, покрывшей себя несмываемым позором и т.п., и т.д. Но никто даже и слова не сказал, что гимн-то у нас очень вялый, да что там вялый, вообще никакой! России вообще как-то не везло с гимнами, что «Боже царя, храни.», что «Славься отечество, наше свободное.» полная тягомотина, под которую засыпать хорошо. Вот «Марсельеза», «Варшавянка», «Интернационал», вот это гимны, вот под них можно построиться и на бой и на труд! Про слова не говорю, в Интернационале есть очень чудны´е слова и посылы. «И как один умрём в борьбе за это!» Чудно´! Если все умрём, кто жить-то будет?

            Да-а уж! Надо что-то делать с гимном.

 

Гармония

 

Думается, что вряд ли цель искусства, да и самой жизни в достижении гармонии.

            Мне гораздо интереснее борьба, противостояние, безудержное хтоническое начало! Мне всегда скучны безукоризненные, выверенные по канонам композиции, без единой червоточинки художественные работы. Разумеется, и не в разрушении гармонии цель! Просто, создавая нечто новое, лучше всего напрочь забыть о существовании гармонических правил и прочих правильных порядков. Нужно лепить исходя из порыва, по наитию, по внутреннему выдоху творенья. И быть может, в конечном итоге получится, что-то по-детски корявое, простодушно-наивное, без филигранной техники и высокого мастерства, главное чтобы в этом творчестве сохранилась пульсация жизни. Чтобы каждый зритель чувствовал бьющую через край энергетику художника. Чтобы, то послание, вложенное в работу, не растворилось в безупречной технике исполнения. Ведь в данном случае процесс не менее, а возможно и более важен, чем результат! А если ты во время творчества будешь думать о гармонической форме, то уж наверняка что-то потеряешь в первозданном буйстве внутреннего содержания. Но это не значит, что нужно пренебрегать формой. Важно, чтобы форма вела не к формализации, а к формообразованию! Чтобы она подталкивала и вела к новым горизонтам, а не заковывала в кандалы старых принципов.

            И, позволю себе повториться, мне думается, что вряд ли цель искусства, да и самой жизни в достижении гармонии.

Горы

Прав был Владимир Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал!» Кто хоть раз покорял вершины, навсегда запомнит это ни с чем не сравнимое чувство. Чувство восторга, счастья, удовлетворения самим собой. Переполненность открывшихся тебе красот бьёт через край. И ты стоишь хмельной от этой переполненности и чувствуешь всю могучую и едва-приступную поэзию гор!

            А приходило ли кому-нибудь в голову, что горы отнюдь не неподвижны (я не говорю здесь о землетрясениях и извержениях вулканов). Горы подобны каменным айсбергам плавающим на коре Земли. Согласно геофизическим исследованиям так оно и есть! Если рассматривать земную кору на большом промежутке времени, который измеряется сотнями миллионов лет, то она ведёт себя как жидкость. А горы как-будто плавают в ней. (отсюда кстати и следует, что на Земле не может быть гор выше 9000 метров, более высокие будут погружаться, тонуть).

 

Горький

 

Горький вкус самый, пожалуй, загадочный. Сладкий, кислый, солёный, острый – тут всё понятно и никто их друг с другом не спутает. А вот горьких продуктов в мире существует не так-то много. Мне в своей жизни доводилось пробовать ну разве что какие-то лекарственные микстуры, да вот ещё иногда миндаль бывает горьким. Лук, горчица (вопреки названию), чеснок, перец – отнюдь не горькие, жгучие, острые – да, но не горькие! Водка – тоже конечно же не горькая, опять же вопреки идиоме «пить горькую».



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.