Столб
Post
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Столб

По словарному определению – бревно, толстый брус, укреплённый стоймя.

Но столбом может стоять и дым, и пыль, и огонь и даже насекомые!

А какой удивительной притягательностью обладают старые телеграфные столбы с обвисшими проводами, поросшие мохом и увитые плющом… Столб и столп. Столпы общества, движущая сила и основа социума. Пограничные столбики, разделяющие пространства и народы. Застолбить место – поставил столбик-метку, стало быть, твоё. Так до сих пор на подлёдной рыбалке помечают свои накормленные лунки.  Столбовая дорога – широкий тракт с верстовыми столбами по краям. А ещё столбовые дворяне… но это уже из другой оперы они столбовые, поскольку были занесены в столбцы (древние родовые книги). «Нерукотворный памятник» Пушкина, который своей главою непокорной вознёсся выше аж Александрийского столба!!! (Многие думают, что речь идёт об Александровской колоне на дворцовой площади Петербурга, воздвигнутой лет через 20 после смерти Пушкина, ан нет, он её естественно видеть не мог и говорит он об одном из семи чудес света маяке в Александрии.) Симеон-столпник, который семь лет просидел на столбе и питался лишь тем, чем бог пошлёт, а точнее его паства, которая таскала ему еду в корзинах, и он поднимал её к себе наверх при помощи верёвок. Вавилонская башня (столп) породила новое слово «столпотворение», а отсюда уже произошла «толпа», «толпиться» и т.п. Так что столб это не только бревно укреплённое стоймя.

 

Стол

 

Я пишу эти строки за некрашеным сосновым столом.

            Стол уже довольно старый и, пожалуй, не очень удобный. Где-то на нём появились трещины. Во многих местах пятна от вина, чая и кофе. Разумеется, есть и следы от карандашей и фломастеров. Я видел в магазине очень удобные, компактные столики из металла и пластика, но так и не решился поменять мой старый заслуженный стол, кочующий со мной с квартиры на квартиру. Ведь он уже не просто подставка под компьютер! Он уже стал вещью, напитанной моей энергетикой! И мне так приятно, что я пишу для вас эти строки за своим некрашеным сосновым столом!

Мой стол — территория мысли. Мой стол бесконечен, как мир. И я путешественник по столу.

Вот чашка — она как синий бездонный колодец, куда я спускаюсь, не чувствуя дна. Где-то в далёкой Гжели её формовал гончар. Возможно, он был не в духе или немножко пьян. Пальцы его дрожали, оставляя ложбинки жизни, к которым не раз поцелуем мои припадали губы.

Потом её одевали в нежные синие брызги, и стала она похожа на левитановский снег. Сушили и обжигали, везли, дребезжа, в машине, затем лишь, чтоб я в палатке её приобрёл за рубль.

Налёт на чашке от кофе. Расплывчатый. Сорта «Мокко». Приплывшего через бури, экваторы и дожди.

За чашкой часы с браслетом. Купил их в Крыму когда-то. Где зимние выли штормы. Где, кстати, писал я сказку. Ту самую, что с обратной сейчас стороны листа.

Чуть дальше лежат две книги:

Одна про Слова и вещи, где много туманной мути насыпал Мишель Фуко, а впрочем, читать её можно, когда плывёшь по течению его многомудрых фраз и не пытаешься спорить с учёным французским мэтром.

Другая про Сотворенье. Какой-то Патынко Игорь. Такой же поэт и странник, как я и мои друзья. Купил я её случайно в глуши костромских рядов. Купил, а спустя немного уехал на пароходе сквозь ветер, портвейн и чаек куда-то, аж в Ярославль.

Теперь вот лежит на французе — философе и лингвисте. Такая прям вся цветная на чёрном Мишеле Фуко.

Я мог бы, наверное, долго ещё говорить о книгах, о чашках, часах и кофе, но...

Видимо нужно где-то поставить скупую точку и подвести на этом какую-нибудь черту. Допустим совсем простую: Прошу Вас друзья, к столу!

 

Стих

 

Стих нашёл, и легка на помине строка…

            Что это – стих? Ритмически простроенный отрывок? Строки, раскалённые внутренним жаром поэта? Неудержимый выплеск рвущихся наружу эмоций? Орфическая вербализация идеи? Лингвистическая квинтэссенция чувства? Можно множить и множить эти вопросы, пытаясь соорудить хоть какое-то определение, но нужно ли? Не лучше ли стиху остаться на неизведанной территории потаённого смысла? Быть странным, избыточным чудом речи? Маленьким блуждающим огоньком лирики в этом холодном потоке научно-технического прогресса. В конце 80-х у одного поэта, торгующего на Арбате своими стихами, отпечатанными не иначе как на Ундервуде, мне запомнилось одно короткое стихотворенье: «Стихает, стихает стих…». И если честно, очень не хочется чтобы стих стихал… Поверьте, что нет ничего лучше, если вдруг ниоткуда стих нашёл, и легка на помине строка.

 

Стимуляция

 

Великое множество художников и поэтовы так или иначе стимулировали процессы творчества. Причём диапазон используемых средств был неимоверно широк. Например, Фридрих Шиллер во время творчества выпивал несколько бокалов шампанского и ставил ноги в тазик со льдом, для того чтобы обеспечить более сильный приток крови к голове. Вольтер и Бальзак не могли творить без кофе, которое пили практически постоянно, по слухам количество выпиваемого ими волшебного напитка доходило до 50 чашек в день. Дань кофе отдавали и такие мэтры как Гофман, Цвейг, Маркес, Борхес и многие другие. А вот Хулио Кортасар предпочитал всему остальному мате. Хемингуэй, Фицджеральд, Фолкнер и множество других писателей и художников стимулировали своё творчество алкоголем. Филипп Дик (1)  в течении трёх лет создавший просто немыслимое количество высокохудожественных и глубоких романов постоянно употреблял ЛСД, Практиковали наркотики практически все битники и Керруак, и Берроуз, и Кен Кизи и многие другие.

Однако, есть и другая группа художников, которые никогда не употребляли ни биологических ни тем более химических стимуляторов. И настраивали себя на работу психомедитативными методами. Например, художник Го Си перед тем как приступить к написанию картины постился 3 дня, тщательнейшим образом мыл кисти, надевал белоснежную рубаху и только после этого приступал к творчеству, а Максим Горький разжигал в пепельнице небольшой костёр, писал для разгону пару-другую никчемных стихотворений, которые тоже пускал в огонь и только после этого приступал к сочинению своих нетленных романов. Были и такие, которым вообще никакого разгона не требовалось, и всяческие разговоры о вдохновении были для них не более чем пустым звуком, таким в частности был Чехов, которому для вдохновения было достаточно стола бумаги и ручки. А Василий Розанов очень любил писать свои философские эссе где-нибудь в редакциях среди кучи народа, споров, дискуссий и прочего шума. 

            В общем, нет каких-то специальных рецептов для творчества. Каждый мастер идёт своим собственным путём…

 

1) Комментарий Андрея Суздалева

Вот читаю сейчас твою книгу. В статье "Стимуляция" читаю про Филиппа
Дика - хотелось бы восстановить историческую справедливость :-) Он,
конечно, экспериментировал с ЛСД, но не так много, и вряд ли это как-то
повлияло на работоспособность тех лет. История там более туманная,
насколько я знаю, у него была астма, и в процессе лечения врачи как-то
"подсадили" его на амфетамины, которые глюков не дают, но держат
организм в диком возбуждении, на взводе, так что человек может сутками
не спать - собственно эти три года Дик и провёл в таком состоянии...



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.