Следы
Tracks
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Следы

Почему так завораживают следы?

            Ну что там цапля прошла по мокрому песку, или белка резвилась на свежевыпавшем снеге, куда-то промчался заяц, оставила ровненькую цепочку своих следов лиса, а это прошествовал красавец лось. Подумаешь, дело какое! Но взгляд тормозится, из небольших отпечатков выстраивается картинка из жизни, рисунок следов становится уже какими-то египетскими письменами, арабской вязью, китайским иероглифом, и рука сама собой тянется к фотоаппарату, и берёшь и берёшь эти фотослепки с разбросанных тут и там следов, и всё никак не можешь понять: почему же тебя так завораживают эти следы?

галерея следов

 

Славяне

 

По одной из версий, название славяне (словене) произошло от корня «Слов» (слово), поскольку различные племена и народы, заселявшие огромную территорию, пользовались одним и тем же языком (словом). Другая более поэтическая версия состоит в том, что они придавали огромное значение своему Слову. И Слово славян было нерушимо и твердо, как камень. Славянин готов скорее жизнь отдать, чем нарушить данное Слово. (Третья версия связывает происхождение Славян от корня «слав» (слава), поскольку Слава о победах Великого славянского народа разносилась по всему миру.)

 

Скайп

 

Скайп - странное чудо из моей детской фантастики.

            До 27 лет у меня не было телефона вообще никакого и никогда. А, теперь вот, благодаря скайпу, я могу общаться в видеорежиме с друзьями из Канады и США, Италии и Англии, Санкт-Петербурге и Сан-Франциско. До сих пор не могу привыкнуть к этому чуду из моей детской фантастики. Ведь в принципе-то ерунда! Всё понятно: и как идёт сигнал, и как он преобразуется, и как достигает моих глаз… Но вот вся эта механика в совокупности превращается в маленькое чудо. Странное чудо из моей детской фантастики.

 

Сипулькарий

 

Согласно Станиславу Лемму, если я ничего не путаю, место, в котором хранятся сипульки и происходит сипуление (см. сипулька, сипуление).

 

Сипулька

 

Замечательное изобретение Станислава Лемма, который сообщил нам, что сипульки хранятся в специальных сипулькариях (см. сипулькарий).

 

Сипуление

 

См. сипулькарий

 

Синтаксис

 

Кажется у Карлоса Кастанеды есть рассуждение о том, что наше мышление предопределено существующим синтаксисом, что именно благодаря нашему синтаксису мы знаем, что вселенная имела начало, что её предшествовал большой взрыв, и что после расширения вселенной наступит сжатие и неминуемый конец и т.д. и т.п. Далее (если я ничего не путаю) он предлагает преодолеть существующий синтаксис и построить своё понимание сути вещей за пределами вербального мышления, и тогда, мол, станет ясно и понятно, что вселенная никогда не начиналась и никогда не закончится, что большой взрыв - это всего лишь одна из мировых сингулярностей и не более того, ну и т.д.

            С правилами синтаксиса боролся не только Кастанеда, практически тем же самым занимаются все учителя дзен-будизма (см. дзен), многочисленные практики шаманизма и т.п. Чем-то подобным пробовали заниматься и наши футуристы, разрабатывая заумный язык (см. заумь), при помощи которого они пытались выйти на новый уровень сверхвербальной передачи послания.

 

Синица

 

Синица – это какое-то непонятное филологическое несоответствие.

            Сколько я не смотрел на этих юрких и хищных пташек ни разу не заметил в них хоть чего-нибудь синего! Жёлтое – есть, чёрное – есть, а вот синего – нету! Быть может глаз древнего человека-назывателя был устроен по другому? Быть может, был он дальтоник? Или окрас птицы со временем поменялся? Или в те давние-давние времена синий означал что-то другое? Означал же раньше, например, красный – красивый. А сейчас, допустим голубой и розовый сами знаете что означают. Вот может и синий что-нибудь такое означал, например – мастер свиста! А что «синий свист» - очень даже неплохо звучит, а синица свистеть великая мастерица. Так что, наверное, синица означает – свистунья, а иначе это будет просто какое-то непонятное филологическое несоответствие!

            Кстати, синице и в Англии досталось по полной программе по-английски Синица –  blue titmouse, то есть голубая титястая мышь! А вообще синицы, не иначе как на Украйне родились, ибо уж больно они до сала охочи! Скорняки даже используют их бесплатную рабочую силу и при помощи синиц вычищают от остатков мяса и жира овечьи шкуры!

 

Симулякр

 

Понятие симулякр было введено во времена оно самим Платоном и в платоновском смысле симулякрами были любые изображения действительности – скульптуры, картины, словесные описания. Но для Платона и сама действительность была копией идеальных образов, идей вещей, эйдосов. Именно эту смысловую игру и подхватили философы-постмодернисты и придали платоновской категории совсем иное значение. Симулякр с лёгкой руки Батая и Бодрияра стал обозначать копию, того чего в действительности не существовало, то есть подделку, не имеющую оригинала, муляж изобретённой действительности, имитацию ирреальности, некую пустую форму без фактического содержания. И, разумеется,  в век компьютерных мистификаций, когда мало-мальски приличный симулякр может сделать любой ребёнок, это понятие стало как никогда актуальным.

Не удержусь от того чтобы не привести здесь маленький литературный симулякр: В квартире Бодрийяра раздаётся звонок в дверь:

- Кто там? – спрашивает хозяин.

- Я.

- Я?!!! – вопрошает ужаснувшийся Бодрийяр.

 

Бодрийяр разработал целую теорию эстетического симулякра, в которой, он определяет его как псевдовещь, подменяющую «агонизирующую реальность» постреальностью при помощи определённой симуляции, выдающей отсутствие за присутствие и стирающей различия между реальным и изображаемым.  Согласно Бодрийяру отражение реальности сначала заменяется её деформацией, потом — маскировкой её отсутствия и, наконец, — полной утратой какой-либо связи с реальностью. Смысл заменяется анаграммой, видимость — симулякром. Перетасовывая традиционные эстетические коды по методу рекламы, конструирующей объекты как мифологизированные новинки, симулякры провоцируют дизайнизацию искусства, выводя на первый план его вторичные функции, которые связаны с созданием своего рода вещной среды, культурной ауры, смыслового перегноя. По мнению Бодрийяра эстетика симулякра знаменует собой триумф иллюзии над метафорой, что чревато деградацией культурных ценностей.

Однако, я позволю себе не согласиться в этом  с великим мыслителем. И на мой взгляд, сегодня, когда симулякрами, насквозь пропитано не только искусство, но и вся наша действительность (обычный банковский кредит – это ничто иное как экономический симулякр), как никогда становится актуальным вопрос о качестве симулякра. Если буквально на чуть-чуть отойти в сторону от основной идеи симулякризации, и не стремиться любой ценой выдать псевдоподделку за псевдодействительность, если этой копии никогда не существовавшей действительности придать глубинное содержание, то в такой симулякризации продолжает сохраняться творческий поток и искусство начинает выходить на новый уровень развития. Примером такого насыщенного и породившего огромное количество творческих находок и открытий может служить проект «Библиотека Просперо» (см.), в котором множество художников и поэтов трудились по воссозданию никогда не существовавшей библиотеки.

 

Сентябрь

 

Сень сентября прозрачна и чиста.

В эти осенние, золотые дни, так приятно выйти куда-нибудь на бульвар или в парк... Загребать ногами опавшие листья! Брать их в пригоршни и подбрасывать вверх! Ловить летящие в никуда паутинки. Зайти в салон художника купить недорогой этюдник, небольшой холст на подрамнике, краски и кисти и попробовать, пусть неумело (по-детски) передать эту жёлто-оранжевую симфонию! А потом сесть в подошедший трамвай и уехать в неизвестном направлении. Сойти на остановке «По требованию» в совсем неизвестном районе подойти к бетонной стене или к забору непонятного назначения и написать на нём яркими красками стихи Симадзоки Тосона: «Осень! Осень настала!/ На траве и на листьях роса!/ В дуновении ветра мелодии кото!/ И лиловая гроздь винограда, бродит праздничным хмелем природы!/ Осень! Осень настала! И от осени поздней порой покраснеют последние клёны/ Так наполним осенние чаши молодым и зелёным вином...» И достать из кармана фляжку с коньяком и закусить горьковатой вяжущей гроздью рябины и ощутить всем своим существом как же прозрачна и чиста эта светлая сень сентября.

Семь

Семь, пожалуй, одно из самых магических и загадочных чисел! Наверное, не найдётся ни одного народа, в верованиях и обычаях которого игнорировалась бы семёрка, и практически везде она символизирует удачу, счастье, благополучие. Семь присутствует в сотнях пословиц, поговорок и идиом,  в многочисленных сказках, мифах и преданиях. Да и просто в жизни. Семь дней в неделе, семь нот, семь чудес света и т.д. Слово «семья», безусловно, происходит от корня семь.
               В чём же причина столь высоко почитания и столь широкого употребления семёрки? Многие исследователи связывают обожествление семи с лунным месяцем и четырьмя фазами луны, на каждую из которых приходится ровно семь дней, отсюда и неделя и дальнейшее обоготворение и распространение семёрки. Другие полагают, что магия семи связана, с тем, что наша голова имеет семь отверстий, необходимых для получения информации о мире. И вот эта на первый взгляд не очень весомая информационная теория, вдруг нашла совершенно неожиданное подтверждение правда с несколько иной стороны. Последние научные исследования показали, что семь является пределом информационного восприятия для среднего человека. То есть если, например, человеку предложат рассортировать несколько однородных информационных посылов (различные по высоте тона звуки, сиропы различной степени сладости или кислоты и т.п.) то оказывается человек способен не запутаться если вариаций будет не более семи. Точно также если на листе будет показано несколько однородных предметов, то сказать сколько их, не считая, человек может лишь до семи. В шоу бизнесе хорошо известно, что для того чтобы песня стала шлягером, достаточно одной, двух строк (то есть количество слов около 7) да и каждый знает, что, как правило, «привязывается» (впечатывается в сознание) одна, две строчки. Так что всё, что более семи для человека (для его внутреннего устройства) – много.
            С математической точки зрения число 7 на первый взгляд простое и не обладает какими либо удивительными свойствами, но это только на первый взгляд. Давайте попробуем разделить 1 на 7 и получим периодическую десятичную дробь 0,142857142857… с периодом, состоящим из поистине загадочного числа 142857! Это число при умножении на 1,2,3,4,5,6 будет осуществлять цифровой сдвиг, то есть при умножении на два 1,4 переместятся из начала в конец, при умножении на три из начала в конец убежит 1 и т.д. и т.п. А вот при умножении на 7 естественно получится 999999. Вот ещё некоторые занятные свойства этого числа: 142+857 = 999, 14+28+57 = 99, 142857 2 = 20408 122449, 20408+122449 = 142857!

Семантическая кухня

Есть такая наука семантика, которая анализирует отношения между нашим языком и реальным или воображаемым миром. Так вот эту науку ставят порой в полный тупик названия тех или иных конфет, кушаний, сигарет. Вот почему-то с названиями коктелей всё довольно неплохо обстоит и ассоциативный ряд сразу прочитывается и у «Кровавой Мэри» и у «Отвёртки», и у «Северного сияния», и у «Полярного медведя». И даже с «Ершом» всё понятно. А вот с конфетами какой-то полный беспредел. Ну, там конфета «Белочка» более менее понятно, в ней есть орешки, белка грызёт орешки – связь есть. «Птичье молоко» - тоже какие-никакие ассоциации наличествуют. А как быть с «Незнайкой», «Мишкой косолапым», «А ну-ка отними», «Мишка на севере», «Ласточка», «Ромашка», «Осенний вальс», «Кара-кум», «Маска» - такое впечатление, что называтели конфет брали первые попавшиеся «красивые» слова и заказывали под них фантики у художников!
            Поэт Игорь Губерман и художник Окунь решили подойти к проблеме называния блюд более поэтически, включая комплекс возникающих при виде кушания ассоциаций, и, например, яишницу (см) с вкраплениями ярких пятен томатного соуса называли «Кармен». Они пошли ещё дальше предлагая при каждой трапезе, в зависимости от её состава вести подобающие разговоры. Если, допустим, пища на столе проста и незамыловата, то надлежит вести спокойные «крестьянские» разговоры: о видах на урожай, о сенокосе, о рыбной ловле и т.п.

Секс

Господь Бог (см) поступил невероятно мудро совместив один из самых мощных центров удовольствия  со способом размножения. Однако человек в который раз умудрился перехитрить Бога, придумав гомосексуализм, лесбиянство, скотоложество и прочие сексуальные извращения, дабы продолжать получать удовольствие а размножение прекратить! Кошмар! Куда мир катится! Одумайтесь лю-ю-ди! Как завещал великий Лев Толстой, только раз в год и только с законной женой, по примеру всего остального животного мира. Но если серьёзно ведь секс это квинтэссенция любви, это невыразимый прорыв в иномирную реальность посредством собственного тела и превращать его в убогое получение удовольствия преступно в первую очередь по отношению к самому себе.

Сезоны

 

Сезоны (англ. Seasons)  - буквально «сыны моря». И уж это понятно, ибо в Англии погода в основном от моря и зависит, но тем менее сколько поэзии в этом простом переводе.

Свист

Хулио Кортасар, один из немногих кто уделил свисту серьёзное внимание и более того укорял всех остальных писателей, за полное игнорирование темы свиста в литературе. Да что там в литературе, к свисту и в самой нашей жизни поистине какое-то незаслуженно пренебрежительное отношение. «Не свисти – денег не будет.» «Не свисти» - синоним не ври и т.п. Но если вдуматься свист – великое достижение человека. Возможно именно через свист в человеке реализовалась жажда полёта! Тоска по птичьей свободе! Так и не научившись летать без подручных средств, человек хотя бы посредством свиста научился подражать птицам. Свист, одна из немногих возможностей передачи музыкальной мелодии без дополнительного инструмента. Чем в совершенстве владеют мастера художественного свиста.
            В старину к свисту было совсем иное отношение – уважительное. Богатыри могли убивать своим свистом (Соловей-разбойник в частности). Свистом можно было огородиться от нечистой силы, равно как и призвать её (не случайно столь было развито производство всевозможных свистков и свистулек). Свист считался своего рода межвидовым языком, на котором можно было общаться с животными (собак и лошадей до сих пор подзывают свистом). При помощи свиста моряки и рыболовы вызывали ветра. Свист был способом общения с потусторонним миром.
           А недавно американские учёные изобрели устройство для измерения скорости вращения Земли при помощи свиста!!!! Это изобретение представляет собой торообразный контейнер, наполненный жидким гелием. Вся конструкция охлаждена до температуры близкой к абсолютному нулю. При таком охлаждении гелий переходит в сверхжидкую форму, в которой отсутствует внутреннее трение.
           Взаимодействуя с магнитным полем Земли, гелий издаёт свист, громкость которого зависит от ориентации устройства относительно Северного полюса. При этом изменения в скорости вращения Земли отражаются в громкости свиста. Посредством этого устройства в частности выяснилось, что скорость земли постоянно изменяется то в одну то в другую сторону.

 

Свет

 

Не ясно, не ясно со светом.

            Темнят со светом, наши физики, ох темнят! Оказывается, скорость света постоянна и предельна в нашей вселенной. Оказывается свет одновременно и поток частиц и волны электромагнитного поля. Оказывается скорость света это константа перехода массы в чистую энергию! В общем, свет это основа, основ мироздания, изначальная субстанция и всё такое. Фотоны (корпускулы света) тоже какие-то странные. У них, видите ли, масса покоя равна нулю. То есть, неподвижных фотонов и быть не бывает! И носятся они, и носятся по всей вселенной на предельно возможной скорости.

            В общем, как-то оно не ясно со светом.

 

Сверчок

 

Кто-нибудь, когда-нибудь видел сверчка? Думаю, и слышать-то доводилось немногим этого странного домашнего музыканта. Сверчок прячется в самых укромных углах и пилит на своей крошечной скрипочке незамысловатую песню. И каждый настоящий поэт знает, что дом без тараканов (см) и сверчков – это всё равно, что человек без души.

 

Саморегуляция

 

Способна ли человеческая воля влиять на протекание физических законов внутри организма и близлежащих к нему физических полей? Этот вопрос до сих пор остаётся открытым. Опыты левитации (если не отрицать их огульно) показывают, что человек в состоянии изменять действие гравитационных сил. Не вызывает сомнения, что люди способны управлять и электромагнитными полями внутри себя. Но ещё более удивительны последние статистические данные, касающиеся здоровья людей, подверженных сильному радиационному излучению. Оказалось, что известны случаи срабатывания полного иммунитета на радиацию. То есть, организм проводил работу не только на уровне очищения клеток, но и на уровне восстановления повреждённых атомов. Вполне возможно, что это вмешательство было осуществлено посредством пятого взаимодействия (о котором см. ниже), изменившего действие Сильных и слабых сил.

 

Самовлюблённые числа

 

Самовлюблённые числа – отнюдь не поэтическая метафора, а строгое научное определение! Так называются числа, являющиеся инвариантами своих составляющих цифр. Например, 153 = 13+53+33, 370=33+73+03, 371= 33+73+13



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.