Пингвины
Penguins
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Паттеран

Паттеран – цыганский знак, не имеющий аналогов у других народов!

Не знаю как сейчас (поэтичность вырождается, увы, повсеместно) а раньше цыгане оставляли на пройденном пути паттераны. Такие специальные знаки из двух скрещенных веточек, причём обязательно разной природы (то есть, чтобы сразу понять неслучайность знака). Из сосны и дуба, берёзы и ели, из черники и сирени… Паттеран - это своеобразный привет своему товарищу по скитаньям, своей возлюбленной, своему племени. Он означает только то, что я здесь проходил…

            Георгий Кружков, переводя знаменитое стихотворение Киплинга «Тропою цыган» (в народе более известное, как романс «Мохнатый шмель»). Заменил паттеран – цыганской звездой! Что, безусловно, превосходная находка. Вот как звучит одно из четверостиший в вольном переводе Кружкова:

 

Так вперёд - за цыганской звездой кочевой -
На закат, где дрожат паруса,
И глаза глядят с бесприютной тоской
В багровеющие небеса.

 

В более близком к оригиналу переводе В. О. Станевич куплет звучит так.

 

За паттераном цыган плывём,

Где зори гаснут - туда...

Пусть ветер шумит, пусть джонка летит -

Не всё ли равно куда?

 

            Это ли не поэзия – идти в неизвестном направлении, оставляя на пути своём паттераны! Посылая привет неизвестным путникам повторяющим твои вольные странствия.

 

Парящие существа

 

Лёгкий парящий мусор, оседающий на окно. Что может быть поэтичнее, и чище, и свежее? Дыхание времени: клочки всевозможных бумажек, мумии бабочек, пожелтевшие листья - воздушные знаки, обозначения года и места, срез проскользающей жизни в вечно-неуловимом сейчас…
            Объявление на автобусном билете или обгоревшая акция компаниии МММ, расскажут гораздо больше, чем дайджесты текущей периодики. Нужно только прислушаться к их внутренним голосам, нужно только настроиться на свежую волну восприятия. Нужно и самому воспарить вместе с ними над твёрдой скукой и скученностью слишком жёсткой цивилизации. Нужно оторваться от привычной тяжести бытия и ощутить на уставшем от сигарет языке привкус ветра. Ведь в каждом из парящих существ сокрыт чей-то труд или даже жизнь. Мир насекомого, растения, человека. Неповторимая история, произошедшая здесь и теперь.
          Их изначальная обрывочность гораздо глубже проникает в душу чем стройная цельность заранее продуманных документов.
          Согласно теоремам Курта Геделя о неполноте, нельзя создать формальную теорию, где доказываются все истинные положения арифметики. Вот точно также невозможно создать полный образ текущего времени. И лишь коллекция мимолетных штрихов, случайный гербарий, пролетающих мимо осколков, возможно, позволит когда-нибудь восстановить запах жизни на городских дворах Мировой Истории.

 

Параллельность

 

Возможно, совсем рядом с нами движется в том или ином направлении параллельная реальность, пересекающаяся с нашей лишь в бесконечности. И очень может быть, что существуют способы попасть в неё, минуя бесконечность.

 

Память

 

Память, возможно, единственное, что способно осуществить бессмертие (бессмертие см. ниже). Человек, потерявший память, перестаёт быть самим собой. Эта совсем-совсем другая личность. И не случайно при запоях да и просто алкогольных излишествах происходит потеря памяти, что предупреждает о возможной деградации личности. Конечно, сохранившиеся навыки, память тела (память тела см. ниже), перекидывают мостки от одной личности к другой, здесь мы имеем дело с множественностью Я, своеобразным раздвоением личности (раздвоение личности см. выше). Правда тут идёт речь о полной потере памяти, а так что-то ведь постоянно забывается, хотя по уверениям многих серьёзных учёных, наша память хранит абсолютно всё и при надлежащем умении, или при сложившейся ситуативной подсказке мы можем вспомнить практически любое событие. Якобы перед смертью перед мысленным взором в одну секунду протекает вся жизнь. Если это действительно так, то в этом конечно есть великий смысл – своего рода подготовка к иной жизни, к твоей внутренней ориентации и самооценке, перед выбором нового пути. Законы памяти странны и тесно связаны с психологией. Мы легко забываем, а иногда и напрочь вычёркиваем из памяти все неприятные вещи и долго помним события радостные и светлые. Поэтому ЛЮДИ ТВОРИТЕ ДРУГИМ ДОБРО И ВЫ НАДОЛГО ОСТАНЕТЕСЬ В ИХ ПАМЯТИ!

 

Память тела

 

Память тела удивительная вещь! По сути своей это память не головного, а спинного мозга! Человеческое тело что-то сделав хоть раз запоминает движение и в следующий раз уже заранее готовится к нему. Очень яркий пример разнобоя между головным и спинным мозгом, между памятью тела и памятью сознания – это стоячий эскалатор в метро. Ты подходишь к нему и видишь, что он стоит, и знаешь что надо идти как по стоячей лестнице, но вступаешь и спотыкаешься, потому что память тела сильнее и головной мозг ей не указ. И на следующий раз ты, уже прекрасно, помня как перед этим споткнулся, старательно готовишься, делаешь шаг и всё равно спотыкаешься!!! Спотыкаешься, потому что память тела сильнее, чем память сознания!!!

Пауки

Пауки отнюдь не насекомые. Они образуют отдельный отряд паукообразных. Основное отличие от насекомых это количество ног. У всех насекомых их три пары, а у пауков – четыре! Искусство пауков восхищало ещё древних эллинов. У пауков даже была своя собственная богиня Арахна, которая сначала была просто искусной ткачихой, посмевшей состязаться в своём искусстве с самой Афиной, за что та, не долго думая, превратила наглячку в паука. Кстати наука изучающая пауков так и называется арахнология! Любил пауков и гений на все руки Сальвадор Дали. Который придумал строить для них специальные пауконариумы. Представляющие из себя круг из оливковой ветви, под которым небольшой ящичек с дырочками (собственно ящик это жилище для паука, а круг место для паутины). Дали придумал около пятидесяти способов для использования пауконариумов, один забавнее другого.

            Одно время и у меня в туалете жил хорошо знакомый паук, по имени Сенька (у него было семь ног, одну он видимо потерял на своём паучьем поле брани). Зимой я выводил для него мух из опарышей, купленных в магазине рыболов и изредка угощал водкой, которую наливал в пивную крышку. Подвыпивший Сенька развивал очень бурную деятельность, начинал плести какие-то неимоверные паутины с ячейками уж точно не на муху, а никак не меньше чем на воробья. Потом успокаивался и уходил в свой угол спать. Утром он удивлённо взирал на дело ног своих и видимо крепко недоумевал над своим вчерашним поведением. В общем паук это – сила! И уж отнюдь неникакое не насекомое!

 

Паузы.

 

Возможно именно паузы самое главное и в искусстве и в жизни.

            Когда в круговороте страстей и событий, в череде выставок и веренице нескончаемых дел, ты вдруг остановишься поражённый солнцем медленно скользящем сквозь облака, или отражением дорожного знака в высыхающей луже, или глупым котёнком, гоняющимся за своим хвостом, то что-то такое сдвигается в плоскости понимания, выстроенная пирамида приоритетов рассыпается как карточный домик, тщательно продуманные планы растворяются, как мираж, и ты уподобляешься этому глупому котёнку и начинаешь бежать за хвостом своего настроения и совершаешь невинные глупости, тратишь последние деньги на бокал вина и чашку кофе в уличной кофейне, деля миндальное пирожное с нагловатыми воробьями, а потом пойдёшь куда-нибудь к реке и будешь пускать блинчики, пока не выкинешь, например, тринадцать, и утомлённый ляжешь на спину средь травы и будешь угадывать фигуры, которые ветер лепит из послушных ему облаков, и блуждая где-то там на границе лета и неба, ты вдруг поймёшь, что возможно именно паузы самое главное и в искусстве и в жизни.

Паутина

Паутина, переливающаяся на солнце всеми цветами радуги, праздничный символ связи земли неба. Её спиралевидная, расходящаяся форма напоминает об идее творения. Тончайшая сеть – это с одной стороны виртуозное искусство, с другой стороны – ловушка, прозрачная перегородка, фильтрующая проходящие сквозь неё потоки и подающая сигнал своему создателю и совсем не случайно Интернет называют мировой паутиной. Кстати Web, кто не знает так и переводится – паутина. И веб-дизайнер это, конечно же человек-паук:)

Песок

Песок удивительная субстанция, и только тот, кто научился вить из него верёвки (см), сможет вполне оценить всю его пустынно-струящуюся суть.

            У Есенина есть такое стихотворение:

                        И тебя по утреннему свею, по тому ль песку

                        Поведут с верёвкою на шее полюбить тоску.

Потом десятки искусствоведов и филологов долго судили и рядили, что же такое есть этот свей? То ли рябь на песке, то ли струящаяся песчаная позёмка, да только так и не выяснили, ибо никогда не доводилось им свивать изящные песочные верёвки!

            Песок! Пе-сок – сок, сердцевина восьмой ноты Пе. Ноты выпадающей из минорно-мажорного лада, создающей свою чуть шуршащую музыку. Песню песка.

            Песок! Песок после воздуха самая лучшая субстанция для строительства замков и городов! Незаменимое вещество для измерения и метафоризации времени!

А если путить песок на переплавку, то отольётся из него ничто иное, как прозрачное стекло!

В общем песок – удивительнейшая субстанция!

 

Пейзаж

 

Обломок весла. Обгоревшая доска. Пустая бутылка. Голова от плюшевого зайца.

Осколки маленького кораблекрушения.

Я сижу на берегу реки, состоящей из солнечной ряби, отражений деревьев и проплывающих щепок.

Закутавшись в клубы тихих мыслей и сигаретного дыма, я погружаюсь в линию берега. Становлюсь одним из задуманных нарушений ландшафта. Я сливаюсь с пространством... и в то же время разрываю его на тысячи сверкающих частей.

Моё присутствие инородно этой окружающей среде. Мне не удаётся стать тростником, пускай даже и мыслящим. Ибо нельзя быть частью пейзажа, если этот пейзаж находится внутри тебя.

Остаётся только одно: превращать бескрайнее пространство в слова, преломлять этот мир через родниковые слёзы моих стихов. Плакать и смеяться, сидя на берегу. Рисовать ивовой веточкой письмена на песке...

А завтра уйти в серебристо-прозрачное Никуда, чтобы услышать звон полевых колокольчиков, шёпот берёз, бормотание кузнечиков, шелест дождя по придорожной траве...

Пингвины

Вот уж поистине удивительные птицы! Летать не умеют, зато плавают как рыбы. Ходят в развалку чем-то отдалённо напоминая человека. А яйца у пингвинов высиживает самец, что уже само по себе аномалия.

 

Пересечения

 

Иногда в нашей жизни происходят столь странные пересечения и совпадения, что кажется, будто бы нашими судьбами руководит какой-то неведомый драматург, заботящийся об изысканности сюжета. Однако фантасмагорические события и встречи только на первый и очень поверхностный взгляд могут показаться случайными. Ведь удивляет обычно то, что мы встречаемся с какими-то родственными душами, которые когда-то видели наших друзей или близких, или даже родственников. Но позвольте, что же тут странного? Ничего удивительного в том нет, что близкие по складу люди выбирают сходные дороги, а поскольку количество «твоих» дорог на Земле крайне ограничено, то, разумеется, должны происходить пересечения.

Как говорится, не мир тесен, а прослойка слишком узкая…

 

Перекрёсток

 

Перекрёсток – пересечение дорог всегда символизировал распутье, выбор правого или левого пути, переход от старого к новому, из посюстороннего в потусторонний. Он считался точкой мистического средоточия демонических сил. На перекрёстках обычно воздвигали священные столбы, камни-обереги, алтари.

            Чувство мистического проникновения в какую-то иную реальность я испытал однажды в Завидовском заповеднике (охотничьих угодьях советской партийной элиты). В глухом абсолютно безлюдном лесу, под прямым углом пересекались две идеально прямые шоссейные дороги, теряясь где-то за горизонтом в четырёх концах света. Уж не знаю демонические или какие-то ещё другие силы сосредоточились в этом месте, но мистикаи ирреальность происходящего пробирали до самых костей.

 

Переживание

 

            Как следует из смысловой нагрузки приставки «Пере» переживание – это чувственное восприятие, возникающее в процессе жизни или даже превосходящее, переросшее жизнь, а также повторяющее и проживающее  изнутри что-то внешнее.

 

Первая строка

 

Первая строка – квинтэссенция стихотворения. Именно первая строка задаёт тон, ритм и размер стиха, именно она приходит непонятно как, неведомо откуда, каким-то странным, чудесным, божественным образом… А уже вслед за ней, по мановению вдохновения и таланта раскручивается весь стих. Множество стихотворений, озаглавлены именно первой строкой. И, какое же это удовольствие читать оглавление хорошего поэтического сборника!



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.