Меценат
Maecenas
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Машины

Машины облегчают и усложняют жизнь, дают преимущества и таят угрозу, печатают стихи и убивают поэзию.

            Чудесный фильм «Когда боги сошли с ума» начинается с показа безумной суеты мегаполиса, под который идёт дикторский текст: «Современному человеку чтобы освоиться в городских джунглях и научиться управлять многочисленными машинами и механизмами, которые его окружают приходится учиться в общей сложности около 25 лет: детский сад, школа, институт, многочисленные курсы и семинары, а вот житель племени макао, находящемуся в сердце Ботсваны, к четырём годам уже получает основные жизненные навыки и начинает жить полноценной жизнью, не тратя лишнего времени на обучение.»

            Не стоит спорить кофе (см), сваренный в экспрессо-машине по своим вкусовым качествам всегда превзойдёт ручную варку, но вот это неторопливое перемалывание на ручной меленке, поход к лесному роднику за водой, костёр (см) из ивовых полешек, закопченная турка – способно ли всё это заменить механическая система?

            Да, путешествие на машине быстрее, а на самолёте ещё быстрее, но тут уже оно и перестаёт быть путешествием – так перемещение из пункта А в пункт Б. Настоящий странник идёт пешком, в крайнем случае скачет на коне или едет на велосипеде, плывёт на плоту или лодке, а уж если летит, то на воздушном шаре.

            Как легко и просто при помощи машин отпечатать твою книгу миллионными тиражами, но могут ли эти тиражные копии сравниться с рукописными (см рукописи) или с книгой художника (см)?

            А способно ли общенье в чатах, блогах, форумах, аськах, скайпах и e-mailах (см) заменить неспешную беседу под кроной яблони за чашкой чая или бутылочкой хорошего вина?

            В какой-то книге я прочитал, что при общении с машиной сердце человека замерзает, как от поцелуя Снежной королевы.

            Впрочем, я, разумеется, не против машин, куда же мы без них! Вот только необходимо помнить об их месте и никогда не забывать о радостях, которые мы иногда теряем полностью отдавшись их власти.

 

Материалистический идеализм

 

В основе теории материалистического идеализма лежат три базовых постулата:

1.          Время бесконечно.

2.          Мир существует.

3.          Жизнь стремится к воспроизведению.

Каждый из этих постулатов может быть предметом философской дискуссии

и подвергаться сомнению, но подобное обсуждение выходит за рамки данного эссе. Мы полагаем эти постулаты несомненными и опираемся на них, как на непреложные истины.

Из существования мира неоспоримо следует,   что вероятность его рождения не равна нулю. Помноженная на бесконечность, эта сколь угодно малая вероятность даёт в результате бесконечную множественность миров.

Аналогичные цепочки прослеживаются и в зарождении жизни, и в появлении сознания.

Уже сейчас мы можем говорить о небывалых возможностях человеческой цивилизации. И если наша цивилизация минует кризисы вырождения и саморазрушения, то её научно-техническую мощь через несколько миллионов лет трудно даже вообразить. Однако мы можем себе представить основную задачу, которая неминуемо встанет перед нашими отдалёнными потомками. Это — задача преодоления коллапса Вселенной.

                    Согласно современным концепциям теоретической физики, невозможно предотвратить сжатие Вселенной изнутри этой самой Вселенной. Выход за пределы Вселенной также на сегодняшний день считается принципиально невозможным. Конечно, многократно возросшие знания будущих поколений, вполне вероятно, попытаются найти какие-то лазейки как в теории, так и на практике. Однако, скорее всего, основные усилия будут направлены в несколько иную сторону. А именно: человечество постарается изобрести Мировой дух, то есть некую  субстанцию, не зависящую от материальных носителей и способную сохранять и воспроизводить всю накопленную к тому времени информацию.

                        Бесконечность времени и следующая из неё множественность миров говорит о том, что в одной из прошлых Вселенных подобная субстанция была изобретена. И тогда, в соответствии с нашим третьим постулатом, она должна стремиться к своему воспроизведению. Она должна терпеливо растить для себя смену и на некотором уровне «взросления» новой цивилизации передать ей свой опыт и свои знания.

Исходя из вышеизложенного, совсем необязательно задаваться  основным вопросом философии о том, что было раньше: материя или сознание, поскольку в данной теории возникновение одного с безусловностью влечёт за собой возникновение другого.

 

Математика

 

Математика — предельно идеальная наука. Из горстки аксиом и некоторых выдуманных абстрактных, принципиально не существующих в реальном мире понятий выводится многотомный корпус следствий и продолжений! Огромное (просто немыслимое) здание самых разнообразных теорий, многие свойства, которых до сих пор не могут найти себе какого-либо практического применения, и существуют подобно произведениям искусства, исключительно для услады человеческого сознания.

Место силы

На нашей бескрайней земле существуют странные выбивающиеся из обыденного ландшафта места силы. Иногда они возникают благодаря человеческой деятельности, например, такие,  как арт-отель «Ателье сул маре» и парк скульптур «Фьюмара де Арте» (см. меценат), Голубая мечеть и храм святой Софии в Стамбуле, Соловецкие острова и остров Валаам и многие другие. Иногда это происходит вследствие природных процессов: пещера Ухо Земли, Большой крымский каньон, Арабатская стрелка, мещёрские заповедные реки, исток Волги, устье реки Кататумбо в Венесуэле, над которым чуть ли не каждую ночь по 300 раз в час сверкают беззвучные молнии в странных грозах, происходящих на высоте около пяти километров и т.п. А иногда заброшенная деятельность людей  и течение времени превращают когда-то обыденные сооружения в центры мистического воздействия: это «Приют одиннадцати» на Эльбрусе, остатки Малышевской ГЭС на речке Тёша, развалины городского коллектора в Нижнем Новгороде в Окской пойме, заброшенные солеразработки на Арабатской стрелке, затонувшая церковь подле Калязина и т.д.

            Трудно выразить словами, что такое происходит с тобой в этих местах. Ты как будто попадаешь в разрывы времени, вываливаешься из современной тебе действительности, застываешь где-то на границе иных миров и культур…

 

Метафора

 

Метафоры, возможно единственный способ, при помощи которого можно передать своё понимание неких тайных неназываемых событий и законов. Как например, передать своё внутренне постижение самой метафоры? Только её же метафорическим, поэтическим языком:

 По необъятным просторам метагалактики, сотканной из слов и откровений, металась неуловимая летучая Метафора — праматерь всех языковых изысков и тропов. Иногда она оседала в капельках чернил, дрожащих на самом острие пера у того или иного гениального поэта, но так ни разу и не сорвалась.

Кто знает, что произойдёт, когда она сорвётся? Возможно, мир насквозь преобразится и перейдёт в иное измеренье. А может, просто увлажнит слеза какую-то простуженную душу. Хотя, естественно, вне всяческих сомнений, сии события почти равновелики…

 

Метаморфозы

 

В мире растений, насекомых, пресмыкающихся метаморфозы очень ярки и заметны. Чего стоит только превращение гусеницы в куколку, а потом в бабочку! Если кто-нибудь хоть раз видел процесс вылупления бабочки, то можно считать, что он приобщился к высокому искусству. У животных и человека никаких особенных метаморфоз мы не наблюдаем, но быть может самые загадочные превращения происходят не  с нашими телами, а с душами?

 

Мера

Очень просто измерить стол. Взять рулетку, да вымерять всё до миллиметра. Несколько сложнее измерить скорость звезды или, например, электрона, но в целом всё это лишь технические сложности. А как, чем и в чём измерить любовь, искусство, радость, горе, жизнь, наконец?! Что такое - мера всех вещей? Кажется, что эти феномены неизмеримы! Их можно чувствовать, в них можно находиться, им можно помогать и можно разрушать, но меры им нету! И лучше в них эту меру не знать! А тот, кто в любви, в искусстве, в радости и в жизни знает меру, тот уж поверьте мне – не любит, не творит и по большому счёту не живёт! Меру полезно бывает знать в пьянстве, например. Вот это иногда очень даже важно.

            Помнится, поразил меня в своё время один случай. В молодости на какой-то научной конференции мы с группой товарищей, как говорится, ушли в разнос. И разнос этот длился у нас дня три-четыре (сейчас уже трудно вспомнить). И вот на утро четвёртого дня все мы такие уже помятые и пожухлые разливаем очередную порцию по стаканам. И вдруг, Дима Дымков ногтем так по своему стакану проводит и говорит: «Всё. Норма». А у него там такая специальная рисочка оказывается нанесена. И вот он свою норму выпивает идёт в душ, собирает бумаги и отправляется в зал заседаний делать доклад по своей работе! Как он эту свою норму определял? Бог его знает, но вот поди ж ты – знал меру.

 

 

Медитация

 

            Медитация это попытка проникновения в глубины собственного я. Всевозможные медитативные практики направлены на то чтобы очистить сознания от потока внешних мыслей и вообще от всего внешнего. Медитация очень близка к созерцанию, но если созерцание направлено на постижение внутреннего мира, на проникновение в скрытую сущность вещей, то медитация – это внутреннее созерцание.

            По сути чем-то похожим на медитацию занимается практически любой «правильный» курильщик (не тот, кто курит на ходу, а то кто относится к курению как к маленькому ритуальному действию).

Меценат

Быть меценатом – искусство. Недостаточно одного желания потратить деньги на дело благое. Взять, например, Джорджа Сороса, деньги в искусство убуханы огроменные, известность тоже немалая, а результат несоразмерен, основные траты ушли в общем-то на прокорм расплодившихся вокруг этого институций. И вот абсолютно иной пример, великий на мой взгляд меценат и подвижник сицилиец Антонио Прести, которого без преувеличения можно назвать поэтом и рыцарем меценатства.

            Это человек, способный создавать настоящие места силы (см). И воплощать в жизнь самые фантастические и утопические идеи.

Вот если честно, положа руку на сердце, кого-нибудь пробило посещение Лувра, Эрмитажа или галереи Уфицци? Пробило так чтобы мурашки по спине пошли? Лично на меня эти помпезные, огромные, многолюдные картинохранилища нагоняли лишь тоску и уныние. Всегда было такое чувство, что ты попадаешь на кладбище живших когда-то картин. Да и вообще для чего посещать такие музеи? Разве что для галочки. Ни один человеческий мозг не в состоянии за час, за день, за неделю глубоко воспринять и проникнуть в сущность великих произведений искусства, число которых переваливает за тысячу. Лучше меньше, да лучше, как говаривал вождь мирового пролетариата. Лучше увидеть одну картину, чем проскользнуть взглядом по тысяче. И вот недавно мне, благодаря Антонио Прести довелось не просто созерцать, но и пожить внутри самой настоящей арт-работы.

Когда, поэт и художник Эвелина Шац предложила мне пожить у её друга Антонио Прести в арт-отеле «Ателье сул маре» на побережье Сицилии в маленьком посёлке Кастель ди Туза, я не очень понимал, куда и зачем я еду. Оказалось, стоило! Чудеса начались с самого холла, стены и потолок, которого были оклеены статьями об этом уникальном отеле, вокруг лежали расписанные камни, авангардная скульптура из распиленного дерева, небольшой маятник, выписывающий по воле случая и тяготения странные письмена на песке.

Был вечер, мы были очень вымотаны дорогой и, казалось, стоит взять ключ от номера, и всё, отбой, спать. Но не тут-то было. Нас поселили в комнату Пророка, посвящённую Паоло Пазолини. И когда мы вставили ключ со странным сучковатым брелком в замочную скважину на стене, то тут же в движение пришёл какой-то механизм, и узкая металлическая дверь стала подобно мосту в средневековых замках опускаться вниз, пропуская нас в очень узкий и длинный проход, который завершался небольшим лабиринтом из глинобитных стен и зеркал. Потолкавшись в разных направлениях, мы обнаружили ванную и две комнаты, решённые в предельно минималистическом духе. Стены, потолок и основание огромной квадратной кровати были отделаны глиной с вкраплениями хлебных колосьев, неровный волнообразный вход, наводил на ассоциации с какой-то пещерой, сквозь узкие прорези в стенах сочился тусклый свет, и мы оказались внутри какой-то мрачной Йеменской постройки из фильма великого режиссёра «Цветок 1001 ночи». Вверху по квадрату стен написана цитата на арабском языке из поэмы Пазолини «Моему народу». Спать в этой комнате было не просто жутко, но, наверное, и невозможно, но спасли сумасшедшая усталость и добрый глоток вина. Утро полностью перевернуло пространство комнаты и погрузило сознание в новые аллюзии и смыслы. Огромное во всю стену окно тут же напомнило киноэкран, на котором из тёмно-синего моря вставало оранжево-красное солнце, освещая скалу-утёс, энергетика которого, безусловно, напоминала характер режиссёра Пазолини. Под широким стеклянным подоконником, как продолжение пляжа лежал песок со странными следами-пиктограмами. Душ в этом номере, разумеется, тоже был совершенно экзотическим. Собственно это был и не душ, а небольшая авто-мойка! И это могло бы показаться странным тому, кто не знает историю смерти Паоло Пазолини. Дело в том, что семнадцатилетний убийца Джузеппе Пелози, несколько раз переехав тело поэта его же собственным автомобилем, спокойно уехал на авто-мойку отмывать машину от пролитой крови.

В этом отеле-музее не было, ни традиционных телевизоров, ни минибаров, ни фенов, да что там говорить не было даже самых обычных стаканов! Предельный лаконизм, всё подчинено исключительно задачам искусства, а удобство постояльцев стоят здесь на самом последнем месте. Разумеется, жить в нём не очень комфортно, но ведь и не ради комфорта всё это затевалось.

По идее Антонио Прести для того чтобы прочувствовать произведение искусства, нужно полностью погрузиться в него, стать его частью, набить шишек об неудобные углы, ощутить запах творчества. Для этого он приглашает известных художников со всего мира, которые начинают работать в формате гостиничного номера. Всего в отеле 40 номеров, из которых 20 стандартных (хотя и эти стандарты очень далеки от общепринятых, например в номере может расти не бонсаевское, а самое настоящее дерево!) и 20 артистических.

Некоторые из номеров были заняты, а остальные нам удалось посмотреть.

В номере «Гнездо», художника Паоло Икаро, большую часть комнаты занимает кровать, по форме напоминающая то ли и в самом деле гнездо, то ли половинку огромного яйца.  За стеклянной дверью ванной комнаты расположен душ, чем-то напоминающий поилку для птиц и кривоватое зеркало с изломанными краями как у яичной скорлупы.

Номер Фабризио Плесси «Отрицание моря», единственный в отеле имеющий телевизор, причём не один, а сразу шесть. Расположенные под самым потолком они повторяют одну и ту же картину – морской прибой, около скалы рядом с отелем. Настоящее море было найти не так-то просто, поскольку все стены состояли из деревянных дверей, потыкавшись в них, вы могли попасть в гардероб, в ванную, в тупик и наконец-то на балкон, за которым и открывается реальное море.

Мне, как редактору альманаха «Треугольное колесо» (см. Треугольное колесо), разумеется, наиболее любопытен был номер «Тринакрия» художника Мауро Стациоли. Тринакрия – это древний символ Сицилии, повторяющий треугольную форму острова. Открыв треугольным ключом треугольную дверь, мы попали в комнату, состоящую из сплошных треугольников. Белая треугольная кровать, вписанная в угол комнаты, красная треугольная ширма, делящая пространство наискось, тень от этой ширмы упавшая на кровать, по замыслу художника, должна напоминать пылающий вулкан Этну. И вообще вся колористика комнаты отсылает вас к теме вулкана: красные цвета – раскалённая лава, серые – пепел, чёрные – лава застывшая.

Очень впечатлила и «Комната мечтаний и знаков». Эта комната закручена как гигантский свиток испещрённый странными письменами и знаками, которые продолжаются на покрывале кровати и на потолке. Здесь можно отыскать всё от древних наскальных рисунков и египетских символов до множества палочек, напоминающих японский иероглиф «прекрасное». Ванная этого номера устроена как каскад водопадов, последний из которых и устремляется в душ.

Ещё один шедевр это комната Земли и Огня художника Луиджи Майнолфи. Стены, пол и потолок этой комнаты выложены изломанным рыжеватым кафелем. И когда в комнату бьёт яркое сицилийское солнце впечатление такое, что она объята горячим пламенем. Ставни окна раскрываются подобно какой-нибудь магической книге Просперо. А кровать, стоящая на одной ножке, чуть ли не парит перед этим огромным окном. Из мебели в комнате только металлический стул, спинка, которого, закручиваясь словно дым, уходит под потолок.

А вот в комнате Мауризио Мочетти «Энергия», я бы, наверное, не выдержал долго, несмотря на всё моё восхищение. Выполненная в пурпурных тонах, с освещением, бьющим из под кровати, с окном в широкой красно-пожарной раме, открывающимся поворотом вдоль центральной оси и разделяющим балкон на две половины. 

Впрочем, и в комнате Пророка стены давили на нас своей тяжестью и перегруженностью трагических смыслов и поэтому мы сначала перебрались в светлую и лёгкую комнату живописи, расписанную изогнутыми разноцветными полосами, изгибы которых повторялись и в линия медных трубок душа, и во множестве струй, льющихся из этих трубок. А потом переехали в «Башню Сигизмунда» художника Рауля Руйза. Круглая комната с чёрными стенами действительно напоминает башню. Почти всё пространство занято круглой метра три в диаметре кроватью, которая медленно едва заметно вращается вокруг своей оси. Над головой квадратное окно, створки которого открываются вверх. И вот когда ночью над моей головой засияли яркие южные созвездия, то мне почему-то вспомнились строки Владимира Маяковского «Послушайте, если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!». Впечатление было такое, что художник этой комнаты действительно, не то чтобы зажёг, но совершенно по новому преподнёс тебе сущность далёких звёзд. Я чувствовал, что попал, не просто в отель-музей и не только внутрь творческого потока художника, но в некое странное кастанедовское место силы. Место, которое выводит тебя на какие-то совершенно новые взаимоотношения с искусством. О мелких житейских неудобствах уже и не вспоминаешь, как женщина со временем забывает о дискомфорте высоких каблуков, так и здесь тебе кажется совершенно естественным пить вино из горлышка бутылки, сидя на вращающейся круглой кровати.

В Ателье сул Маре искусством было пропитано практически всё. Посуда для завтрака покрывалась орнаментом из маленьких чёрных человечков тут же за соседним рабочим столом. Внизу в зале для поэтических вечеров была небольшая мастерская для керамики и даже на побережье моря встречались расписанные кем-то камни.

Вечером за ужином, состоящим из странных спагетти с лаймом, завитых в колечки мелких жареных рыбок и белого сицилийского вина, я расспрашивал Антонио Прести о его взглядах на жизнь и на искусство.

Сын «цементного» короля, унаследовавший огромное состояние, Антонио не просто стал одним из меценатов, тратящих деньги на приобретение и поддержку искусства, но и сам активно включился в творческие процессы и стал едва ли не самым крупным в Италии генератором арт-идей. Помимо отеля-музея, он выступил со множеством других инициатив, самой грандиозной из которых был парк скульптур под открытым небом Фьюмара ди Арте. Парк растянулся на десятки километров вдоль извилистой речки Фьюмара Шумара. Начинается он с монумента на смерть поэта, воздвигнутого художником Тано Феста. Огромное тридцатиметровое синее окно на берегу моря, пронзённое столь же величественным стержнем, служит своего рода входом в парк и выходом в небо. Орнамент из декоративных облаков сливается с реальными облаками, и при всей кажущейся простоте это окно выводит тебя из обычной реальности на территорию переменчивых смыслов искусства. Двигаясь вдоль реки в глубь острова, вы неожиданно натыкаетесь на гигантскую абстракцию из двух прорезанных и сложенных вместе пластов чёрного и белого. Эта скульптура Пьетро Консарга посвящена памяти отца Антонио – Анджело Прести и называется «Матери здесь могло и не быть.» Чуть далее перед вами предстанет “Кривая за плечами времени» сотворённая Паоло Скьявокампо. Это гигантская изогнутая арка из ржавого метала в извивах которой кажется и в самом  деле теряется само время. Но вот уж действительно где можно потеряться так это в «Лабиринте Ариадны» (Итало Ланфредини), который расположен на живописном холме и издалека напоминает пульсирующее сердце. Есть в этом удивительном парке и «Энергия Средиземноморья» (Антонио ди Палма) – гигантская бетонная волна, упирающаяся на синие камни. Есть и странная «Комната золотой лодки» японского скульптора Нагасавы, про которую можно только услышать и постоять рядом, поскольку эта лодка находится в запечатанном наглухо гроте. По идее Нагасавы, даже ничего не знающий об этой лодке человек, проходя мимо должен ощутить действие силы искусства. Впрочем, на территории Фьюрмата де Арте действие этой силы не покидает тебя  практически никогда.

И ты понимаешь, что есть ещё на этой земле люди, способные воплотить в жизнь самые утопические идеи и трансформировать грубую бытовую реальность в поэтическую фантазию. Потому что утопия по определению Прести это не то, что невозможно воплотить в жизнь, а то чему препятствует существующая система.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.