Тени и отражения 2
Shadows and reflections 2
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



«ТРЕУГОЛЬНОЕ КОЛЕСО»

представляет

художественный проект

Гюнель Юран и Михаила Погарского

 

Тени  и Отражения

 

Центральный Дом Художника (Крымский вал, 10)

в рамках выставки «Дизайн и полиграфия»

7-10 сентября 2004

 

Музей «Зверевский центр современного искусства»

Москва, ул. Новорязанская, д.29, стр.4

тел.: (095) 265 61 66

www.zverevcenter.ru    e-mail: zverev @rinet.ru
23 сентября - 8 октября

 

Отражение и оттенение красоты обыденности

(экспозиция из световых боксов с тенями и отражениями)

 

Извечно ускользающая и растворяющаяся красота простых вещей вдруг обретает совершенно новое звучание в отражениях луж, в дрожащих тенях

на асфальте или на обсыпавшейся штукатурке старых зданий.

 

Самые простые и обыденные вещи: рекламные вывески, дорожные знаки, витрины магазинов, фонари, прохожие, фасады и деревья, по воле причудливой игры света, по странной прихоти налетевшего ветерка, по тонкому неповторимому стеченью времени, вдруг наполняются каким-то неизвестным доселе смыслом.

 

Странствующий художник, коллекционер теней и отражений подбирает

их в копилку своего фотоаппарата. А потом бережно сортирует, выстраивая свой маленький гербарий теней.

И, наверное, не за горами то время, когда он будет не одинок, и в мире появится множество филотенистов. Отражение луны, которое в начале прошлого века ловил в водах реки Синички подвыпивший поэт Бальмонт будет меняться

на Тень от фонаря, стоявшего близ аптеки и увековеченного поэтом Блоком.

 

В этом художественном проекте мы попытались сделать ещё одно дополнительное отражение нашей коллекции теней. Помещая листы гербария на прозрачные плёнки и полупрозрачные кальки, подсвечивая их внутренним светом, вызывая

из многослойной реальности её третью производную,

 мы с готовностью умножали сущности безо всякой необходимости, нарушая

 и превышая древний принцип Оккама. 

 

Михаил Погарский

 

Тень в иные комнаты или творчество Света

 

Образы, отслаивающиеся от разных аспектов жизни, конституируют новую реальность некоего дополнительного псевдомира, подлежащего созерцанию.

 

Инверсия движения. Переворачивание оппозиций: образ – вещь; копия – оригинал; представление – действительность, приводящее к тотальной власти образов – тени и отражения.

 

Отражаемый мир видимого – не только дополнение  к миру осязаемого, не просто удвоение, но рождение нового пространства. Словно некая дверь, выводящая из Эвклидовой трёхмерности в пространство, организованное по иным правилам.

 

Свет ломает преграду между этими мирами, позволяет уловить их различие. Тьма рассеивает отличия, делает их неуловимыми.

 

Мир теней и отражений не подобие отвердевшей реальности, и даже не слепок её видимой формы. Мир теней принципиально отличен от неё.

 

Действительность это некий лабиринт, состоящий из переплетений двух миров: мира теней, лишённого вкуса, запаха, звука и осязательности, сохранившего лишь постоянно меняющуюся видимость, и предметного мира, доступного всем пяти органам чувств. Свет становится проводником по этому лабиринту. Используя в качестве инструментов воду, окна, ломающие перспективу, прозрачные занавески, бутылки, бокалы с вином, свет осуществляет иное пространство. Но даже наталкиваясь на непрозрачные границы, свет продолжает творить, укрощая непроницаемость в мерцаниях, в разрывах, в знаках теней…

 

Глаз оЧАРованный, пленённый, завороженный бликами отражений, игрой фактур, преломлением правильных линий, стремится остановить, запечатлить, увиденный неуловимый миг и придать ему безвременье отпечатка.

 

Свет становится соавтором зрачка художника. Свет льётся, струится, преломляется, и в столкновении проЗРАЧными и непроЗРАЧными границами рождает новое пространство – переменчивый лабиринт теней и отражений.

                                             Гюнель Юран

 

 

Отражение Времени.

(видеофильм)

 

Память — зеркало, отражающее время. Расходящиеся круги

на водной глади памяти. Камешки событий, давно утонувших

в круговороте времени, но оставившие, после себя десятки концентрических кругов…

 

Козьма Прутков говорил: «Кидая камешки в воду, смотри

на круги ими образуемые, иначе занятие твоё превратится

в пустую забаву.» В современном мире, нужно добавить смотри и снимай. Снимай на  фото и видеоплёнку, фиксируй это неуловимое мгновение времени. Пусть круги начнут расходиться вновь из временно остановленного времени. Пусть брызги-секунды высыхают на зрачке кинокамеры, оставляя на плёнке дополнительные следы…

 

Тень от Тени.

(эсхатологический очерк)

 

Не так-то просто запомнить любимую Тень отброшенную самим собой. Для этого нужно  выбрать самый красивый ракурс, подобрать соответствующую фактуру, на которую ляжет Тень и отрегулировать уровень освещённости. А потом отразить полученный образ в зеркало памяти. Ну а текст? Как увидеть, почувствовать, вылепить Тень от текста? Плоские буквы, как ни странно, не в силах отбрасывать тени (эффекты shadow графических пакетов не в счёт). Эти буквы - и сами-то тень от сознания. Так что следует вывести Тень от Тени. Но тень от тени не есть объект. Тень от Тени - это вторая производная затемнения места. Иногда она бывает равна нулю, но это случается далеко не всегда. Некоторые объекты имеют и третью, и четвёртую, и пятую, и даже бесконечную производную; каждая тень отбрасывает новую тень, и движение теней происходит вглубь или вверх. Новая тень может идти с утоньшением или утолщением смысла, с повышением графичности или размытости, с проявлением неявностей или уточнением затёртостей.

         И, разумеется, необходимо провести разграничение между Тенью и отражением. И если в мире материального света это разграничение не вызывает двусмысленности, то в пространстве сознания и духа граница между этими двумя противоположными продолжениями объекта стремится к нулю и даётся на откуп субъективному вкусу. Например, критическая статья, для меня, далеко не всегда Тень, но чаще отражение в кривом зеркале кривого сознания. А вот перевод на другой язык или театрализация текста - самая что ни на есть Тень. Главный критерий здесь - это подмена правого направления. В Тени оно так и будет правым, а в отражении станет противопо-ложным. Хотя возможно, последняя фраза всего лишь словоблудие, отражённое и порождённое игрой слов.

       Слово Тень имеет один прямой и пять переносных смыслов, так в каком же смысле мы будем оперировать этим понятием на продолжении всего разговора? А оперировать мы будем всей совокупностью этих смыслов с добавлением десятка новых, интуитивно чувствуемых, но принципиально не называемых полутонов. Итак. Мы не знаем, что такое Тень в пространстве сознания, но мы в состоянии выбрать подходящую Тень для любого объекта; составить цепочки Теней от Теней, построить места примыканий и пересечений. Да и конечно же, многие объекты имеют сразу несколько теней, это вполне очевидно и зависит от ракурса.

         Именно здесь стоит сказать нечто дополнительное о природе Тени. Тень присуща любому объекту, но появляется, живёт и исчезает независимо от его воли, хотя каждый объект, в пределах освещённости, может изменить свою Тень, балансируя на тонкой границе света и тьмы…

          После этого короткого замечания я попробую выстроить своё видение Мира через преломление Света и Тени.

         И была Тень, и был  Свет, и был Творец, сотворивший Свет. (Не случайно в современной физике под Творцом понимается Световое поле сознания, некий вид энергетически-информационного поля, охватывающего всю вселенную)

Творец - причина самого себя. Первопричина всего и вся, Первоисточник Света. И через свет свой внутренний, сумевший впервые отбросить Тень от самого себя на окружающий Мир. И Тень от Творца, отброшенная на Мир - есть Любовь. Любовь неподвластна Творцу, она существует с ним параллельно, хотя они и неразделимы. И, тем не менее, Любовь настолько самостоятельное явление (явление?), что сама способна отбрасывать тень. Тень от Любви - это Жизнь, которая опять же в определённом смысле от Любви не зависит, но без всякого сомнения определяется Любовью. Тень от Жизни ни что иное, как Смерть. И здесь, кстати, наиболее ярко прослеживается зависимость не только Тени от объекта, но и объекта от Тени. Любой сознающий себя объект, видя несовершенство своей Тени, пытается изменить её, изменяя самого себя… И Тень таким образом определяет бытиё объекта. Но возвратимся к смерти. На Смерти цепочка не прерывается, и Тень от Смерти - есть Вечность А вот Вечность, несмотря на свою самостоятельность, настолько прозрачна и неуловима, что отбрасывает одновременно бесконечное множество теней, каждая из которых в отдельности стремится к проницаемому нулю.

       Разумеется, эта цепочка далеко не единственная, хотя возможно и основная. При другом ракурсе возникают совсем другие цепочки. Например, пространство человеческого сознания есть ни что иное, как тень от Творца. А Искусство это Тень от Сознания. А Вечность это Тень от Искусства…

       Но как бы сложны и запутанны не были эти цепочки, все они возникают от Творца (Светового поля сознания, или иной первопричины, или беспричиния) и завершаются в Вечности, и отсюда эта насыщенность Вечности, эта глубина и бездонность её содержания…

Михаил Погарский



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.