Биеннале книги художника ВООБРАЖАЕМАЯ КНИГА II (Imagining the Book II) «Над—Под—В Сахаре» Апрель 2005
Много столетий все виды искусств искали вдохновения в Сахаре. Пустыня несёт больше, чем просто поэтическое и символическое значение, — культурный, геополи-тический и исторический подтексты. Сахара и сегодня продолжает вдохновлять худож-ников. «Imaging the Book II» стремится к дальнейшим художественным экспериментам в этом направлении, предлагая тему «Сахара: над, под и в пустыне». Второе биенале «Imaging the Book» — это попытка решить вопрос личной, нацио-нальной и культурной идентичности в мультикультурном контексте, где этот вопрос может быть интерпретирован визуально и концептуально. На выставку «Imaging the Book II» были приглашены африканские и иностранные художники, живущие как на африканском континенте, так и за его пределами. Худож-ники, живущие в стране своего рождения, чья культурная интуиция близка африкан-скому мироощущению, представили своё искусство наряду с художниками из афри-канской и арабской диаспор, теми, кому удалось частично или полностью внедриться в культуру другого континента. Проблемы этнической, политической и социальной идентичности, будучи актуальны в языке ряда художников, вторичны в работах других. И в том, и в другом случае зада-чей биеннале стало создание плюралистичного и гибкого определения слова «иден-тичность», определения, соответствующего сложности современной реальности. Художники со всех уголков земного шара, заинтересованные в том, чтобы работать над этой проблемой, были приглашены к участию. И хотя выставка «Imaging the Book II» направлена на то, чтобы быть международной, событие сфокусировано именно на творчестве художников арабского и африканского происхождения. Особый акцент именно на этой части участников был обоснован следующими доводами: – Пустыня Сахара может быть интерпретирована как предел, где одна культура сме-няла другую. Фокусируясь на Африканском континенте в целом, биенале стремилось создать окружение, где могли бы быть рассмотрены идеи отношений между севером и югом континента. – Жители стран Северной Африки не очень хорошо знакомы с современным искусст-вом стран Африки, расположенных к югу от Сахары. Обычно они воспринимают это искусство через посреднические каналы. Целью выставки «Imagining the Book II» стало представление Северного и Южного искусства Африки без посредников. – Африканский континент очень разнообразен по климату, общей атмосфере и окру-жающей среде. Организаторы биеннале стремились раскрыть, как это специфичес-кое окружение влияет на африканское искусство, северное и южное. – Некоторым художникам африканской и арабской диаспор удалось частично или полностью внедриться в общества других стран и континентов. Результаты этого внедрения обычно выражены в их искусстве, где характерные черты очень разных культур могут быть найдены в наслоениях или сосуществовании. Биенале «Imaging the Book II» пыталось продемонстрировать богатые и разнообразные результаты культурного гибрида и индивидуального кросс-культурного анализа через искусство художников африканского и арабского происхождения, живущих заграницей.
Художественные практики и жанры, включённые в биенале: работы, которые обращаются к книге, как к искусству. Например, были включены следующие жанры: инсталяция, видео, перформанс, живопись, скульптура и другие традиционные средства.
Куратор проекта: Др. Мохаммед Абу Эль-Нага Генеральный координатор «Imagining the Book I & II»
Mohammed Abou El-Naga
|