Печатная продукция. (куратор Александр Аладин) Пряник тульский печатный.
"И взял я книжку из рук Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед:" (Откровение Иоанна Богослова,10,10) Странная, на первый взгляд, связь книги с гастрономией,обозначенная приведенной цитатой из Нового Завета, на самом деле корениться в глубине древних магических представлений. Способ освоения информации посредством поглощения ее носителя - одна из магических практик, характерных для первобытного общества. Охотники и колдуны поедали части убитых животных в ритуальных целях, забирая их скорость,хитрость, жестокость и другие необходимые качества. Примеры таких ритуалов можно найти практически в любой древней культуре. Тот же смысл имели жертвы, приносимые богам: греки отправляли на Олимп только дым гекатомбы, плоть жертвы поедалась участниками церемонии, приобщавшимися таким образом к божественному знанию. В христианской традиции произошла символизация жертвы: место агнца заняли хлебцы (просфоры) с нанесенными на них изображениями сакральных символов. Печатный тульский пряник - удивительный местный деликатес, несущий на себе отголоски этой странной связи еды и знания. Являясь лакомством по своей рецептуре, по форме он является открыткой, лубком, визиткой (существуют визитные пряники), плакатом (по сути, текстом). Однажды найденная технология тиражного изготовления (печать - <пряники печатные>) неизбежно повлияла на эволюцию его формы: от незатейливых орнаментальных элементов ко все более проработанным, орнаментально насыщенным, композиционно законченным изображениям, содержащим текстовые элементы. В пору расцвета пряничного производства,пряник как товар представлял собой информационно нагруженный объект, состоящий из массы элементов - носителей разнообразной информации: - жестяная или картонная упаковка, содержащая орнаменты, рисунки, рекламные тексты, сведения из истории производства и продукта и т.п.; - открытки - вкладыши, выходившие сериями по разной тематике (как правило, познавательной); - сам пряник в совокупности содержащейся в нем информации: рецепт и форма (как правило, уникальные для каждого производителя), узоры, рисунки, надписи. Каноническая форма пряника, как и положено канону, сегодня разработана до мелочей. Цель проекта <Печатная продукция> - используя технологические возможности традиционного тульского производства, осуществить художественное высказывание в жанре книги художника, вывести традиционный артефакт на территорию современного искусства, создав таким образом квазикультурный объект, представляющий синтетический образ текста. Александр Аладин
|