Художественный совет
Art Council
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Михаил Погарский

КОЛЛАЖ В КНИГЕ ХУДОЖНИКА

В этой статье рассказывается о некоторых секретах изготовления книг, использующих в качестве основного приёма коллаж. Коллажная техника может носить как беcпредметный (декупаж или аппликация), так и предметный характер. Классикой декупажной книги считается знаменитый «Джаз» Анри Матисса. Цветные декупажи, а попросту говоря, вырезанные из бумаги фигуры, по словам Матисса, «соответствуют самому духу джаза. Сочные объёмные цвета! Один пурпурный пурпурнее другого! Создавать форму одной линией, а двумя — уже объём!»
Предметный коллаж использует готовую печатную продукцию: клочки газеты, почтовые марки, спичечные этикетки, конфетные фантики, сигаретные пачки и т.п. Если в коллаж вкрапляются объёмные элементы, существенно выступающие за плоскость листа, то такая техника называется - ассамбляж. Примером изготовления книги, в которой широко применялись коллажные техники может быть наша совместная с Гюнель Юран работа «Кости счастья».
Этап первый – текст. Тексты для этой книги были написаны мной довольно давно и носили чисто литературный характер. Однажды Гюнель, перелистывая мои архивы наткнулась на эти тексты и была очарована ими, и тогда мы стали обсуждать возможность их нового издания. Как придать этим текстам второе дыхание? Как вывести их из пространства литературы и собрать заново в книгу художника? Как заставить слова и мысли обрести предметную образность?
Но, как известно, текст в книге художника не играет решающей роли, очень часто он переписывается и подгоняется под те рамки, которые начинает диктовать ему книга. Однако в данном случае текст был первичен. Исходя из энергетики текста, мы стали выбирать стиль и технику, в которой будет выполнена книга. После долгих обсуждений сошлись на том, что это будет двухуровневая книга: листы плотного картона, с шелкографской печатью, коллажами и ассамбляжами, будут перемежаться крафтовыми страницами с текстом и графическими иллюстрациями. Соответственно этому первая задача, вставшая перед нами – разбить текст на смысловые фрагменты и определить количество страниц. В данном случае тексты (небольшой сборник сказок) очень логично разбились на шесть фрагментов, к ним необходимо добавить титул и лист с выходными данными итого - восемь листов.
Этап второй – графика и печать.
В книге «Кости счастья» коллажным вкраплениям отводилась центральная роль, именно они должны были перекинуть мостик из пространства литературных фантазий в мир реальности. Именно они должны были зацепить сознание читателя и открыть ему доступ к творческому восприятию книги. Поэтому графические иллюстрации играли здесь роль поддержки и ни в коем случае не должны были вызывать на себя центральное внимание. Гюнель нарисовала графические листы чёрной тушью. Мы отсканировали их с разрешением 300 dpi, перевели в фотошопе в цветовую модель bitmap, и передали для печати в шелкографскую мастерскую. При выборе бумаги мы решили остановиться на «пивном» картоне. Тому был ряд причин: по нашему замыслу материал книги должен быть как можно проще и грубее (крафт, переплётный картон), однако российский переплётный картон, очень плохо держит краску, печать проваливается, становится тусклой и размытой, чего в нашем случае хотелось бы избежать, импортный картон более плотный и краску держит хорошо, но он выглядел слишком шикарно и инородно для остальной фактуры. В результате мы пошли на компромисс и выбрали «пивной» картон (название за ним укрепилось в результате того, что именно на таком картоне в основном печатают подставки под пивные кружки (бирдекели)). В качестве связки с крафтом, на котором печатались тексты, графику решили печатать не чёрным а коричневым цветом. Тексты на крафте сопровождённые небольшими графическими иллюстрациями отпечатали на обычном лазерном принтере. А для того чтобы принтерная краска не сыпалась с годами, прогладили её горячим утюгом через кальку.
Этап третий – коллажи.
«Изюминкой» книги должны были стать коллажи. Из каждой сказки мы выбирали наиболее характерный штрих, какую-то деталь, которая подобно катализатору вытаскивает за собой всю цепочку ассоциативных связок. В одном случае это был фантик от конфеты «Рот-Фронт», в другом кусок коричневого сатина в чёрный горошек, в третьем календарный листок, в четвёртом этикетка с варенья, в пятом деревянная пуговица, в шестом пластмассовая муха, попавшаяся в нитяные сети плюс сигаретная пачка. Каждый раз добывание задуманных атрибутов превращалось в небольшое приключение, сопровождаемое ритуальным чаепитием с отделённым от необходимой упаковки продуктом. Мы как завзятые ищейки прочёсывали рыболовные магазины и отделы приколов в поисках пластмассовых мух, бродили по оптовым рынкам выбирая подходящие по цвету и по фактуре сигаретные пачки, скупали отрывные календари, подходящего стиля и, наконец, когда наш буфет под завязку был забит абрикосовым вареньем, мы приступили к составлению коллажей. Место для приклейки артефактов было продумано заранее, таким образом, чтобы вместе печатью и сопутствующей ручной росписью страница превращалась в единый ансамбль. Для объёмных элементов в картоне прорезались специальные окошечки, в результате чего ассамбляж практически не выступал над страницей.
Этап четвёртый – обложка.
Обложку, разумеется, тоже решили делать в коллажной технике. В качестве основы выбрали всё тот же пивной картон, обклеенный мелованной бумагой снаружи и крафтом изнутри. Наружную сторону Гюнель протамповала широкой кистью, добиваясь эффекта старения бумаги. Мы вырезали в картоне два окна, в одно из которых пришили деревянную пуговицу, а в другое две куриные косточки (три недели объедания куриным супом и тираж обеспечен необходимым элементом:)). Название книги решили написать при помощи трафарета на кусках мешковины. Трафарет для подобных целей лучше всего вырезать из обыкновенной пластиковой папки обычным скальпелем.
Этап пятый – переплёт.
Переплёт было решено сделать на винтовом скреплении. Это решение было продиктовано плотностью картона, во всех иных вариантах страницы переворачивались очень плохо. Особенность такого крепления заключается в том, что картонные страницы необходимо делать короче на ширину крепёжной полоски, (в данном случае 2 см), ровно на такую же ширину к левому краю страницы приклеивается полоска ткани, чтобы обеспечить гибкость переворачивания, а между страницами в крепёжной части прокладываются картонные полоски, чтобы сохранить толщину. После, обычным дыроколом пробиваем отверстия в обложке, и, используя её как шаблон размечаем места для отверстий на всех страницах. Далее пробиваем отверстия и собираем внутренний блок на любой подходящий стержень (мы, например использовали бамбуковые палочки-шампуры). Соединяем блок с крышками обложки и с предварительно подготовленной закрывающей планкой и закручиваем винты.
Этап шестой – футляр.
Футляр, учитывая жёсткость обложки, решили делать полуоткрытым и как бы продолжающим обложку. Он был протампован в той же состаривающей технике. И обклеен изнутри крафтом, перед обклеиванием мы проложили под крафт льняную тесьму, которая является необходимым элементом футляра и служит для вытаскивания книги.
Итак, книга готова, осталось проштамповать первую страницу самонаборным штампом, пронумеровать и подписать каждый экземляр.
Выходные данные:
Михаил Погарский, Гюнель Юран
КОСТИ СЧАСТЬЯ
Тираж 13 экз.
Смешанная техника (коллаж, ассамбляж, шелкография, трафарет, самонаборный штамп, лазерный принтер, ручная роспись)
Пивной картон, крафт, ткань.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.