Художественный совет
Art Council
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Михаил Погарский

Прозрачные книги.

Недавно в рамках первой Московской Международной выставки-ярмарки «Книга художника» прошёл круглый стол озаглавленный «Время кентавров». Название круглого стола было далеко не случайным, ведь книга художника по сути своей представляет информационный гибрид, который позволяет художнику передавать своё творческое послание на комплексном языке. Этот жанр раскрывает перед художником очень широкие возможности для самовыражения и помогает ему высказываться с самых разных сторон. И соответственно в рамках жанра возможно участие самых разных художественных практик.
Эта статья посвящена использованию фотографии в книгах художника. Конечно, об особенностях фотоискусства написаны сотни монографий и в настоящем очерке я не буду углубляться в технику фотографии, а лишь расскажу о нескольких художественных фотопроектах, включающих книгу художника.
Простые вещи.
Тему этой серии книг подсказал нам с Гюнель Юран плакат, призывающий «Понять красоту простых вещей», что он конкретно рекламировал осталось для нас неизвестным, но фотография этого плаката стала своеобразным фотоэпиграфом ко всему проекту. В любой обыденности таится своя неожиданная эстетика. Старые, газеты, прибрежный мусор, пустые бутылки, жучки копошащиеся в воде, белый мяч закатившийся под пластиковое кресло, одинокая телефонная будка. Нужно только увидеть эту скрытую красоту, скадрировать и поднять с земли при помощи фотоаппарата. Когда сложилась серия фотографий с простыми вещами, встал вопрос воплощения этой серии в книге. В жанре книга художника обычные правила почти никогда не работают, и наоборот притягивается нестандартность, инверсия, уникальность. Так если в обычных книгах как правило фотографии иллюстрируют тексты, то в нашем случае, наоборот к каждому фотосюжету писалось небольшое стихотворение. Кроме того фотографии были напечатаны на кальках, и прокладывались плотной бумагой. Этот приём был применён во всей серии и продолжая тему прозрачности второй книжкой стали «Кальки пространства». Этот проект был осуществлён нами в рамках лэнд-арт фестиваля «РАВНОДЕНСТВИЕ» в 2002 году. Изначальный замысел – снять кальки с окружающей среды – обрастал в процессе работы новыми смыслами. Уже не только художник снимал кальку с пространства, но и пространство срывало кальку из рук художника. Вмешательство ветра, воды и огня видоизменяло первичные образы, зрачок фотоаппарата брал вторую производную кальки.
Отражения приобретали ускорение. Прямые и зеркальные восприятия пересекались в единой точке. Равноденствие времени сливалось с равновесием пространства и колыхалось, опираясь на тонкий язычок свечи. Из фотографий этого проекта и сложилась вторая книга, а чтобы подчеркнуть прозрачность проекта, фотографии отпечатанные на кальке были проложены более плотным и менее прозрачным пергаментом.
Третья книга серии была посвящена 100-летию плюшевого медвежонка. Книга стала документацией небольшого перформанса, с участием двух плюшевых мишек. Тревоги и радости двух игрушечных медвежат, проживающих в доме художника, и их вовлечённость в его творческие игры были зафиксированы на фотоплёнке и собраны в книгу. Так как участниками перформанса были бурый и белый медвежата, то и для размежевания фотостраниц были использованы коричневая и белая бумаги, а поскольку сами фотографии были напечатаны на кальке, то подобное размежевание позволяло увидеть прямое и зеркальное изображение на светлом и тёмном фоне своеобразное Инь и Ян одного сюжета.
Четвёртая книга «Огоньки консервные» продолжила тему праздника и её героями стали альтернативные новогодние игрушки, противостоящие блеску и мишуре рождественской индустрии. Обычные консервные банки, обретшие вторую жизнь, увернувшиеся от своего утилитарного назначения, и раскрывшие свой внутренний свет и гармонию формы.
Пятая книга называлась «Руки, ноги, хвосты». В эстетическом пространстве часть, иногда может быть больше и гораздо интереснее целого. В отличие от туристов, относящихся к памятникам, как к достопримечательностям, художник пытается иногда посмотреть на бронзовых идолов под иным углом зрения и проявить на свет скрытое очарование частей. Книга превратилась в своеобразную загадку, призывающую читателя угадать где чья рука и чей хвост.
И завершила серию книга «Красивые картинки». Она сложилась из прогулок и путешествий художников. Это своеобразный гербарий впечатлений, отпечатанные на фотобумагу, строки стихов, образы снега и ветра, смена сезонов и настроений.
Вполне естественно, что для коллекции «простых вещей» необходима золотая упаковка! И мы сделали для всей серии специальную коробку из золотистой бумаги, на которой шелкографией в два цвета напечатали наш фотоэпиграф.

Тени и отражения
Расширение и развитие темы простых вещей мы продолжили с Гюнель в нашем фотопроекте «Тени и отражения». Извечно ускользающая и растворяющаяся красота обычных вещей вдруг обретает совершенно новое звучание в отражениях луж, в дрожащих тенях на асфальте или на обсыпавшейся штукатурке старых зданий.
Самые простые и обыденные предметы: рекламные вывески, дорожные знаки, витрины магазинов, фонари, фасады и деревья, по воле причудливой игры света, по странной прихоти налетевшего ветерка, по тонкому неповторимому стеченью времени, вдруг наполняются каким-то неизвестным доселе смыслом.
Художники превращаются в своеобразных, коллекционеров теней и отражений они подбирают их в копилку своего фотоаппарата. А потом бережно сортируют, выстраивая свой маленький гербарий теней.
В этом художественном проекте мы попытались сделать ещё одно дополнительное отражение нашей коллекции теней. Мы отпечатали листы нашего фотогербария на прозрачных плёнках и полупрозрачных кальках. Поместили их в деревянные короба подсвеченные изнутри люминесцентной лампой (внешний слой на плёнке, внутренний на кальке). В результате чего получились своеобразные лайт-боксы, в которых изображения приобрели объём и многослойность. Как и в предыдущем проекте каждый фотоэтюд был сопровождён небольшим стихотворением. Выставленные в полностью затемнённом зале они стали светящимися страницами огромной фотокниги художника.

Пары параллельности.
Книга «Пары параллельности», стала ещё одним звеном в использовании прозрачной фотографии. Эта книга представляла собой своеобразную лабораторию поэтического творчества, эдакую «изнанку вдохновения». Поэт пишет строчку и прислушивается к своему собственному внутреннему комментарию этой строчки. В результате параллельно пишутся два стихотворения. К каждому стихотворению была подобрана фотография, которая печаталась на кальке и вторично на плотной бумаге. Основное стихотворение писалось на кальке, а стих-комментарий был размещён на плотной бумаге. Таким образом при наложении кальки на бумагу строки комментария как бы проступали сквозь плоть основного стихотворения. И читатель мог одновременно наблюдать лабораторию художественного процесса и его результат.

Смятое фото.
Ещё один эффект, которым можно пользоваться в книге художника при работе с фотографией – смятое фото. Готовая фотография мнётся, а местами даже и прорывается по некоторым выбранным линиям (ствол дерева, столб, край здания), при этом у изображения естественным образом появляется объём. После этого фотография приклеивается на более плотную основу, а по линиям выпуклости прокладываются тонкие полоски поролона. Мы использовали этот эффект при изготовлении обложки книги «Вучетич». А история этой книги весьма любопытна. Как-то гуляя в районе м.Тимирязевская, мы наткнулись на бывшую мастерскую скульптора Вучетича. Огромная голова «Родины-матери», гигантский бюст Ленина и другие известные скульптуры в этой инородной лесопарковой зоне выглядели величественно и странно, создавая сюрреалистический пейзаж. На просьбу пофотографировать скульптуры, наследники Вучетича ответили категорическим отказом, и нам пришлось, как настоящим папарацци снимать из-за забора, что привнесло в фотографии дополнительную интригу. Так и появилась эта необычная книга.

Классика жанра.
И в заключении хочется сказать о самом простом и так скажем «классическом» использовании фотографии в книге художника. Это когда обычная фотография приклеивается на лист и к ней добавляются либо ручная роспись, либо трафарет, либо штамп (см., например авторский лист Н.Куликовой и Е.Гриневича в альманахе треугольное колесо №3). А приклеивать фото лучше всего на специальный фотографический двойной скотч, который появился не так давно в наших фотомагазинах.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.