Мэйл-арт в Книге художника
Mail-art in the Artist's Book
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Михаил Погарский
Мэйл-арт в книге художника.

Искусство почтового отправления существовало с тех пор, как возникла почта. Художники, да и простые обыватели очень часто помимо поздравительного текста добавляли в открытки и письма рисунки, вклейки и  коллажи, ставили личные штемпели и факсимиле. Такие, художественно исполненные открытки ручной работы, со временем стали называться PF (от латинского “pro felicitate” – «на счастье». Бум PF-открыток буквально захлестнул Европу в 1960-х. Их публиковали в журналах, коллекционировали и устраивали на их основе выставки. В это же самое время американский художник Рей Джонсон основал "Нью-йоркскую школу  корреспонденции", которая стала cчитаться началом   Мэйл-Арта. Основная заслуга Рея Джонсона в том что он придал, казалось бы такому частному делу как переписка  - статус художественного движения. Это движение было предельно демократичным, и его членом мог стать абсолютно любой человек независимо от своего художественного вкуса и таланта. И в нём наряду с такими мэтрами как Пабло Пикассо и Сальвадор Дали участвовали рядовые конторские клерки и домохозяйки. Сегодня это движение оформилось в гигантскую мировую сеть, насчитывающуюмножество адресатов.

В чём же состоит основная суть Мэйл-Арта?
 

Да просто-напросто ты посылаешь кому-нибудь
разрисованную от руки открытку, или любой плоский предмет (подставку под пиво, ресторанную салфетку, склеенные обрывки газет, кусок папиросной коробки,   стихи, написанные на осенних листьях и заламинированных впоследствии). Можно посылать и объёмные вещи, но при этом необходимо соблюдать почтовые правила и иногда подолгу убеждать работников почты в необходимости именно такой упаковки.

(Так, однажды, я посылал деревянный футляр от книги «Окно на Север».  При этом дотошная приёмщица настаивала, на том, что эту хрупкую вещь нужно завернуть в бумагу и отправить бандеролью. Я же витийствовал о произведениях искусства, о необходимости штемпелей и сургучных печатей, как атрибутов оного, и убеждал добрую женщину, что мой футляр должно принять в качестве посылочного ящика. «Но у Вас же оттуда всё вывалится», - беспокоилась она. (окно было как ему и положено с рамой, но правда без стёкол). «Да там и нет ничего! – говорил я, - это просто вата, чтобы рамка не сломалась.» Дело дошло до почтмейстера. Вердикт старого почтового волка устроил всех. «Отправляйте как тару!» – быстро решил он. И после этого моё окно «тара для мусора, принесённого ветром» отправилось в почтовые странствия.)

 В Мэйл-Арте можно выделить  несколько классических правил:

а) послание должно обязательно пройти почту, свидетельством чего является почтовый штемпель;

(впрочем, существовали и альтернативные движения, любые способы доставки, кроме почтовых, но, на мой взгляд, тут теряется самая сущность мэйл-арта)


б) В выставках не существует отбора участников;
 в) После выставок работы не возвращаются;
г) каждая работа посвящена конкретному адресату, но в то же время открыта для всеобщего обозрения.

Выставки мэйл-артистов зачастую превращаются в настоящие перформансы с гашением писем самодельными штемпелями, сделанными, например, из сырой картофелины, с проведением мастер-классов, во время которых изготавливаются сотни новых почтовых отправлений. Выставки могут устраиваться на бетонных заборах, под арками мостов и в других самых нетрадиционных местах. Так, на Красногорском Лэнд-арт фестивале «Почта Равноденствия» выставка мэйл-арта прошла под открытым небом. При этом почтовые открытки были запакованы в целлофановый чулок и подвешены на специальных красных столбиках.

            Разумеется, многие кто занимается книгой художника, не обошли своим вниманием мэйл-арт. Пересечение этих двух жанров развивалось в двух направлениях. Первое, это когда готовая книга пересылалась через почту, как например, упомянутая выше «Окно на Север». Второе, это когда из почтовых открыток или писем собиралась впоследствии книга. Одни из первых, кто сделал такую книгу ещё в 60-е годы прошлого века были художники легендарной группы Fluxus. В настоящее время один из наиболее известных современных мэйл-артистов японский художник Риосуке Коэн на основе своей корреспонденции регулярно выпускает небольшие газеты, которые делает в форме коллажаиз пришедшей к нему корреспонденции. Российский издатель и художник Александр Кузькин выпустил в 1982 году роман Гёте «Страдания молодого  Вертера» в письмах, при этом каждое письмо отправлялось читателям-подписчикам в соответствии с датой, указанной в романе. Художники Андрей Суздалев и Наталья Куликова, создали серию почтовых открыток, микшируя рекламные тексты из каталога ИКЕА, и создавая из них небольшие поэмы. По результатам этой переписки была издана книга, которая так и называлась ИКЕА-поэмы. Итальянский художник Джованни Страда наклеил свои письма на страницы газет, осуществляя, тем самым метафорическое послание «Городу и миру». А другой известный мэйл-артист Витторе Барони сделал книгу из квитанций от своих почтовых отправлений и назвал её «Мэйл-арт, деньги и бюрократия.»

            Эти и многие другие книги известных мэйл-артистов были представлены на 1 Международном фестивале «Artists Book Аккумуляция» (20.02-20.03.2008, галерея XXI века, кураторы А.Суздалев, Ю.Гик)

В 2006 году я написал небольшое эссе «Почтовый почитатель» об особенностях обычных и необычных почтовых посланий. Распечатав его на специально разработанных открытках, я попросил своих друзей и знакомых отправить эти открытки из разных городов на мой адрес. В результате, через некоторое время, появилась книга, каждая страница, которой прошла почту Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Челябинска, Екатеринбурга, Тулы и многих других городов России. Особенностью этого издания было то, что оно изначально задумывалось, как повествовательная книга, но с непременной атрибутикой мэйл-арта.

Итак, сделать мэйл-арт книгу довольно просто: необходим лишь порыв и почтовый ящик. И будьте уверены ваша книга или открытка непременно станет участником выставки и войдёт в её каталог, но, увы, к вам она уже никогда не вернётся.

 

Художественный совет, № 2, 2008



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.