Андрей Суздалев
Andrej Suzdalev
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



СУММЫ
тематические проекты в формате «книга художника»

«Киновиты» или «идиоритмики», общинники или одиночки. Соотношение этих типов и проистекающих из них способов творческой активности в любом виде искусства – величина непостоянная. Интровертная, как правило, замкнутая на себя форма бытования книги художника («одинокие книги, книги одиноких») сегодня порою находит особый путь к зрителю в виде тематического выставочного проекта или издательской программы. То есть, по сути, сотрудничества, суммы действий группы художников в рамках выбранной темы, где целое оказывается больше, чем просто сумма составляющих.
Положительный эффект таких коллективных действий вполне очевиден: фокусируя внимание на отдельных аспектах жанра, они аккумулируют усилия художников в данном направлении, провоцируют мощные локальные выбросы творческой энергии, питающей весь жанр в целом. В подобных проектах, где участвуют художники очень разные, иногда прямо противоположные по своим творческим подходам, возникает особый эффект «полифонического звучания», а сам проект представляется одной развёрнутой художественной метафорой, «мета-высказыванием», состоящим из множества отдельных высказываний. Отсюда и большая открытость, инклюзивность таких программ. Включение в орбиту книги художника новых авторов, для которых книжная форма не является близкой средой, пришедших «извне» (станковая живопись и графика, фотография, перформанс, медиа-искусства) привносит в жанр свежее звучание. Происходит естественное расширение инструментария – от ставших уже привычными книжного объекта и авторской книги с оригинальной графикой до инсталляции и даже саунд-арта.
Конечно, такая практика – не изобретение дня сегодняшнего. В качестве «образцового» примера можно привести выставочный проект «Science and the Artist’s Book», реализованный 1995 г. Smithsonian Institution Libraries и Washington Project for the Arts. В одном ряду с раритетными манускриптами по различным областям знания: физика, химия, геометрия, биология и т.п. были представлены работы современных художников в жанре artists book, интерпретирующие эти дисциплины при помощи языка искусства. Таким образом здесь была предпринята попытка преодоления разрыва между различными типами познания мира – научным и художественным.
В последние годы подобные тематические проекты постепенно становятся нормальным явлением и на отечественной художественной сцене. Правда, со своей спецификой. Во-первых, более сильная литературная составляющая, традиционно присущая русской книге художника. Как правило, в фокусе проекта оказывается фигура большого, «знакового» поэта, иногда – целое литературное направление (ОБЭРИУ). Во-вторых, инициаторами выступают не музеи или библиотеки, а сами художники или индивидуальные авторские издательства, которые в каждом конкретном случае берут на себя функции организаторов и кураторов (дело, конечно, неблагодарное, ведь им приходится объединять, пусть на короткое время, таких же «идиоритмиков» как и они сами).
Одним из первых в ряду таких «мега-проектов» стала собранная питерским художником Михаилом Карасиком (авторское издательство «Хармсиздат») в 2003 г. серия из 4 книжных «боксов»: «Русский Dada», «ОБЭРИУBox», «Литконструктивизм», «Ленинградский литературный андерграунд». Хармс и Введенский, Липавский и Вагинов, Терентьев и Кирсанов, Григорьев и Констриктор – всего 28 поэтов в аранжировке 18-ти современных художников из Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода. Четыре коллекции, четыре футляра в форме гигантских спичечных коробок. Такая форма фиксации проекта, имеющая корни и в боксах Марселя Дюшана 60-х, и в практике художников движения Fluxus, неожиданным образом перекликается и со странствующими коробейниками с их «ходким товаром».
Другим заметным событием стал в 2005 г. проект «Аполлинарий», посвящённый 125-летию со дня рождения Гийома Аполлинера (организаторы «Alcool», «Дирижабль», «Треугольное колесо»). Лирический поэт, новатор и реформатор французской поэзии, художественный критик и «провокатор» многих авангардных художественных течений 20-го века, страстный любитель всевозможных мистификаций, наконец, солдат, участник 1-й Мировой – все эти ипостаси «поэтического Гаргантюа» нашли отражение в серии работ современных российских художников – авторских книгах, книжных объектах и отдельных графических листах на избранные стихотворения поэта.
Его продолжением является новый проект «ДВА/ТРИ» (2006), где художникам было предложено работать с произведениями Велимира Хлебникова. Название проекта обыгрывает важную для Хлебникова оппозицию двойки и тройки, на которой поэт строил свою числовую модель человеческой истории («два движет, трётся три…»). С другой стороны, оппозиция два/три как нельзя лучше характеризует сам жанр книги художника: двумерность страницы / трёхмерность книги – за счёт вырубки, конгрева, переплётов и футляров и специфической архитектоники книги художника.
Пара Аполлинер–Хлебников представляется здесь закономерной: оба были реформаторами поэзии и литературными новаторами, оба интересовались визуальными особенностями поэтического текста и участвовали в становлении новых художественных движений, и, наконец, оба оказали значительное влияние на развитие жанра «книга художника». И если первые издания Аполлинера находятся в русле livre d'artiste, то с творчеством Хлебникова связана другая, не менее значимая традиция – русская футуристическая книга. Таким образом, по замыслу организаторов, эти два проекта составляют своеобразный диптих, в котором современная художественная интерпретация творчества двух поэтов оборачивается серьёзным размышлением о самом феномене «книги художника» – его истоках и путях дальнейшего развития.
Несколько особняком в этом ряду стоит программа «Ч/Б», начатая в 2004 году издательствами «Alcool» и «Дирижабль». Это открытый издательский проект на стыке авторской тиражной графики, книги художника и периодики. Здесь приглашённые к сотрудничеству авторы не ограничены заданной темой, представляя каждый свой самостоятельный графический проект. Книги-выпуски целиком исполняются самими художниками, но в рамках поставленных кураторами формальных ограничений: цвет, формат, объём, способ печати, что объединяет все издания в единую серию (опять же – коробка, бокс), подчёркивая общую направленность проекта. На сегодняшний день вышло 9 номеров: это рисунки, буквы, знаки, схемы, компьютерная графика, коллажи, «найденные» объекты и photo-based art, художественные мистификации и индивидуальные мифологии. Таким образом проект отражает тотальную инклюзивность современного графического мышления, различные творческие стратегии сплетаются в неожиданных комбинациях, перекликаются друг с другом через страницы разных выпусков, образуя серию своеобразных графических кластеров.

Андрей Суздалев



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.