Юрий Гик
Jurij Gik
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Юрий Гик
МЭЙЛ-АРТ И БУК-АРТ

У мэйл-арта и бук-арта общие исторические корни. Обе формы современного искусства расцвели в 1970-80-е как протестные по отношению к арт-рынку того времени. Точнее говоря, эти формы поначалу не разделялись – радикальные художники пытались создать альтернативу сети коммерческих галерей с помощью прямых рассылок друг другу и обмена своими произведениями в форме открыток, альтернативных марок, журналов и книг художника, концептуальных объектов, видеозаписей и т.п. Художники фиксировали в своих посланиях, в т.ч. и в бук-арте, опыт хэппенингов, инсталляций, перформансов, уличных акций, компьютерных и других высокотехнологичных экспериментов – все, что было маргинально по отношению к арт-рынку. Эта альтернативная сеть, построенная на прямых контактах художников и поэтов, стала называться мэйл-арт сетью по названию самого большого доступного до последнего времени канала коммуникации – почты. Эта сеть остается некоммерческой, хотя рожденные внутри нее или получившие импульс к развитию формы давно вышли из материнского лона и коммерциализировались – в первую очередь это касается альтернативной филателии и бук-арта. Причем сейчас многие художники и не подозревают о столь сложной структуре развития форм, которыми они занимаются – существуют, например, бук-артисты, и не подозревающие о своем некоммерческом прошлом. Несмотря на все изменения, современные мэйл-артисты продолжают работать синкретично, во многих формах, в том числе и в книге художнка, где зачастую отражаются мотивы и сюжеты, популярные в этой сети. С их произведениями можно было познакомиться на выставке книги художника «Аккумуляция», где были также представлены российские бук-артисты и книги визуальных поэтов-эмигрантов.
На выставке были представлены 29 произведений бук-арта 22 художников, активных в мэйл-арт сети, живущих в разных уголках мира, от России и Украины до Японии и Уругвая. Большинство показанных произведений были сделаны не ранее 1 января 2007 года в соответствии с условиями выставки, т.е. представлен показательный срез современного бук-арта, практикуемого мэйл-артистами. Среди авторов многие являются «классиками» мэйл-арта, практикующими эту форму творчества более 20, а то и 30 лет – причем бук-арт играет у большинства особую роль.
На выставке была представлена подборка бук-арта немецкого художника Питера Нэтмейла: три «ежегодника» (2001, 2002, 2003 гг.), где Питер описывает события своей жизни за год, каталог первой московской выставки мэйл-арта, организованной им в ЦДХ в 1990 году и дневник знаменитого путешествия 1992 года, за который Питер был занесен в книгу рекордов Гиннеса (перевоз за год нескольких сотен килограмм почтовой корреспонденции в качестве альтернативного почтальона). «Ежегодники» и дневник 92 года выполнены как самиздат, тиражами от 100 до 500 экземпляров, с помощью ксерокса, оттисков резиновых печатей, наклеенных альтернативных марок, рисунков Питера и его жены. О синкретичном творчестве художника говорит его перформанс, исполненный им (совместно с автором этого текста) на открытии выставки, где Питеру удалось связать в единое целое бук-арт, перформанс и искусство кулинарии.
Книга итальянского художника Витторе Барони имеет название «Мэйл-арт, деньги и бюрократия смешиваются», что является аллюзией известного в сети лозунга «Мэйл-арт и деньги не смешиваются». Книга является концептуальным объектом и вещественным доказательством идеи, выраженной в названии – поскольку каждая страница книги является квитанцией об отправке почтовой корреспонденции художника – зримое свидетельство бухгалтерии активного мэйл-артиста. Самим своим существование книга подвергает сомнению популярный лозунг и возможность утопии в современном капиталистическом обществе.
Японский художник Риосуке Коэн представил в виде книги листы своего известного проекта «Мозговая ячейка», который он ведет с начала 1980-х. Каждые 2-3 недели Риосуке компилирует листы формата А3 из материала (резиновые печати, маленькие рисунки, альтернативные марки и т.п.), присылаемого ему за это время. Возникающая в духе Дада композиция является хорошим срезом состояния сети.
Уругваец Клементе Падин показал книгу, состоящую из собственных визуальных поэм разного времени – в т.ч. и 60-х гг. – Клементе является общепризнанным классиком латиноамериканской визуальной поэзии и пару лет назад признан национальным поэтом Уругвая.
Немецкий художник Хеннинг Миттендорф представил 2 трактата, проиллюстрированных своей замечательной графикой и оттисками резиновых штампов. Один из трактатов посвящен книге художника и написан специально для выставки «Аккумуляция».
Известный американский визуальный поэт Джон Беннет показал свою совместную работу с американцем Джимом Лефтвичем, из которой можно получить представление о современных тенденциях в американской визуальной поэзии.
Сборниками современной визуальной поэзии являются также совместная работа бельгийских поэтов Люса Фиренса и Бенуа Пире; и книга патриарха украинского мэйл-арта и визуальной поэзии Александра Журбы – продолжение исканий фигурной поэзии. Обилие визуальной поэзии объясняется все той же синкретичностью западных мэйл-артистов, где визуальная поэзия является одной из любимых техник.
Произведение итальянцев Джованни и Ренаты Страдада является по форме журналом с коллажами художников, распространяемых ими в сети. Основной темой коллажа является знаменитый перформанс авторов «Разыскиваются!».
Произведение англичанки Дон Редвуд является компиляцией абстрактной компьютерной графики художника и, скорее всего, соотносится с увлечением автором в свое время живописью ташизма.
Две книги австралийца Тима Гэйза являются характерной для сети компиляций черно-белой графики, легко репродуцируемой ксероксом.
Немецкая художница (ученица Йозефа Бойса по Открытому университету) Карин Майнер представила книгу-документ ее перформанса и книгу-документ путешествия на Восток – обе рукодельные.
Македонец Златко Крштевски представил книгу, на каждой странице которой оттиск одной из своих многочисленных авторских резиновых печатей – такие книги характерны для сети.
Более сложный вид компиляции, с резиновыми печатями, альтернативными марками и коллажами, мы можем найти у американского художника Майка Дикау.
Книга японского художника Кеичи Накамура «Посвящается МАВО» является образцом современной японской визуальной поэзии в разных формах.
Бельгийский художник Бернд Ричерт в своей визуальной поэзии вдохновляется образами разнообразных схем и рисунков из биологических трудов.
Книга американца Рейда Вуда представляет концептуальный объект, на второй странице которой имеется карман с надписью «Загляни внутрь», и в кармане можно обнаружить небольшую визуальную работу художника с надписью «Когда Вы обнаружите это – передайте это кому-нибудь другому», что отражает коммуникационную сущность творчества автора.
Англичанин Келли представил произведение «, один момент: 1», состоящее из автопортретов, обрывков фраз и традиционных стихотворений.
Американская художница и исследователь мэйл-арта Хонория (в конце 1990-х она защитила диссертацию о связи мэйл-арт сети и интернета) представила книгу по мотивам графики основателя мэйл-арта американца Рэя Джонсона.
Французский художник Дени Шармо показал замечательную книгу, посвященную женщине. На каждой странице представлен один и тот же женский силуэт, удерживающий композицию книги, хотя каждая страница исполнена в разной технике – от ксерокса и газетных коллажей до композиций с птичьими перьями или ракушками на наждачной бумаге.
Бразильский художник Хосе Сечи представил свое пессимистическое видение мэйл-арт сети в книге «Конец почтовой поэмы». На обложке мы видим реальные медицинские трубки для подачи растворов больным, а страницы выполнены как полиэтиленовые пакеты с буквами внутри, что напоминает пораженные легкие человека.
И автор этой статьи представил книгу в виде набора открыток, посвященных вольной визуально-поэтической интерпретации известнейшего стихотворения Алексея Крученых «Дыр Бул Щыл».



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.