Евгений Стрелков
Eugenij Strelkov
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Евгений СТРЕЛКОВ. Книга художника. Некоторые тенденции
«Книга художника» – жанр со своей традицией, как на Западе, так и в России. И если на Западе эта традиция не прерывалась со времен первых опытов Воллара по настоящее время (дань жанру отдали многие известные художники от Дюшана и Брака до Пикассо и Уорхолла), то в России развитие книги художника шло, как известно, периодами. Первыми были «мирискуссники» с роскошными книгами. Затем футуристы (Хлебников, Крученых, Терентьев, Зданевич) с наборными, рукописными и литографическими книжками на оберточной бумаге. Развитие футуристической традиции наблюдалось в Питере в 30-х годах (Стерлигов, Вера Ермолаева) и было остановлено сталинскими репрессиями. После существенного перерыва в 1960-е появился «самиздат», а в 1970-е, во многом на основе «самиздата», «московский концептуализм». В 90-е годы, в эпоху победившего постмодернизма, интерес к бук-арту не исчезал.
Сейчас, в начале XXI века, в жанре «книги художника» работают очень разные художники — их трудно объединить каким-то одним стилем. Скорее, можно говорить о наборе направлений поиска — сам жанр предоставляет широкое поле для различных предпочтений.
Прежде всего, книга в жанре «книга художника» возвращает себе качества, исчезающие в современной массовой продукции. Это и индивидуальное, художественно и технологически ёмкое оформление, и внимание к фактуре, и возможность тактильного «прочтения». Можно сказать, что Книга художника явилась реакцией на взрывное развитие как массовой, так и электронной литературы и имеет целью сохранить полноту книги как культурного явления.
Определённые метаморфозы произошли и в позиции художника «книги художника».
Заметим, что современное искусство в своём стремлении к радикальности и тотальности стремительно теряет свою территорию. Художественные приёмы с большим успехом используются рекламой, дизайном, модой и политикой.
Жанр же книги художника представляется некой заповедной зоной, в силу ряда причин по-прежнему принадлежащей территории искусства. К таким причинам относятся и междисциплинарность этого явления, и устойчивая многовековая традиция книги, и технологичность самого процесса. Если угодно, художник, работая в жанре книги художника, реализует наиболее радикальную стратегию — «стратегию ускользания в пограничную область между искусством и неискусством» (Евгений Барабанов).
Книга художника — своеобразный арт-полигон с постоянно меняющимися приоритетами текста, графики, архитектуры, конструкции. Развитие средств коммуникации добавляет в этот набор звук и видео. При этом, хотя диск или кассета обыгрываются художником визуально, их содержание сохраняет известную автономию по отношению к книге. Книга же становится тактильной поддержкой для мультимедиа, нарративным введением, параллельным темпо-рядом со своей скоростью воспроизведения образов…


   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.