Праздник
Holliday
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Праздник

Праздность очень и очень важна. Разумеется, непрекращающаяся праздность ни к чему хорошему не приводит. Но иногда очень важно отдаться некоему праздному потоку, блаженному ничегонеделанию, расслабленному погружению в бытие, прикосновению к той самой звенящей пустоте, из которой впоследствии и создаются стихи и песни.

 

Правило

 

Правило существует только благодаря исключеньям. Если исключений нет и быть не может, то правило становится законом. Правило произошло от слова «правильно», а правильно от слова «прав», а прав от слова «право». Почему же именно от право, а не от лево? Очень просто в те далёкие эпохи когда словообразовательные процессы были совсем молоды и бурлили, как кипящий суп, прав был тот кто сильнее, а правая рука, как правило, сильнее левой, за исключением левшей. А правила, как мы знаем, существуют только благодаря исключениям!

            Истинный поэт не должен оставаться в рамках правил! Его дело – нарушение установившихся канонов и создание новых невиданных и неслыханных доселе путей.

 

Поэты

 

В каждом человеке живёт свой поэт, но далеко не все дозволяют им петь вольные песни. Не запирайте свою поэзию на замок. Пишите! Творите! Дышите стихией стиха! И тогда в вашей жизни будут происходить великие события! Восходы звёзд, Луны и Солнца! Шторма и бури! Цунами и снегопады! Дожди и ветры! Вы научитесь чувствовать вращение Земли! Вы услышите как растёт трава! Вы увидите следы от полёта птиц!

 

Поэтическая филология

 

Поэтическая филология – это не академическая дисциплина, да, и пожалуй, она не дисциплина вообще. Поэт практически всегда (осознанно или неосознанно) пробует слово на вкус, слушает шуршащие в нём отзвуки из иных слов, нащупывает скрытые корни, проводит аналогии, вглядывается в ассоциации и звуковые соответствия. Так, например, в «одиночестве» явно слышится слово «ночь», а «искусстве» - «искус». Разумеется, и там и там реальные историко-академические корни совсем иные, но вот случайно возникшие созвучия – это уже область поэтической филологии. Кстати, возникли-то они, скорее всего, случайно, а вот сами слова закрепились в языке вполне возможно и благодаря этим языковым случайностям. Вообще говоря, поэтическая филология это область шарад и анаграмм, языковая игра на языческом пространстве…

 

Поэзия

 

            Как известно, поэзия возникла раньше прозы. Раньше письменности. Она была необходимым инструментом для запоминания тайного знания, которое передавалось из уст в уста. Она несла на себе память народа, сказания о его подвигах и достижениях. Постепенно, с развитием культуры и продвижением прогресса, роль хранителя важнейшей эпической информации передалась сначала книгам, и теперь вот цифровым носителям. Поэзия перекочевала сначала на территорию чистого творчества, благодаря ей стало возможным транслировать неуловимые метания души, едва заметные всполохи чувства, невесомые перепады эмоций... Но в современном мире необходимость и этой её роли всё меньше и меньше. Поэзия, (или правильнее сказать рифмоплётно-ритмическая организация текста) стала прислужницей шоу-бизнеса, где чем идиотичнее смысл, тем он легче воспринимаем, а стало быть, и более востребован...

            А стихи… стихи отошли к избранным, к тем странным лирическим существам, душа которых по непонятной причине незачерствела…

 

Стихи… они всегда неведомая новость…

Неоднократно приходилось мне читать и слышать о надвигающейся зиме поэзии, о наступающем закате стиха. Что, мол, число возможной компоновки слов вполне конечно и приближается к пределу и повтору.

Лет сто ещё помечутся поэты и отомрут, как динозавры, мамонты и дронты. Придёт похолодание всех слов, оледенение орфического мира...

Стихи останутся на вечной мерзлоте старинных книг... И лишь немногие их смогут отогревать дыханьем нового прочтенья.

Возможно, так оно когда-нибудь и будет, но почему-то я не верю в это...

Ну что ж, повтор...

Ведь взять хоть тот же дождь, где капля снова повторяет каплю, — он никогда меня не утомляет.., да, капли повторяются, но в каждой своё играет отраженье мира...

Вот так же и стихи — сквозь них дрожит неповторимое дыхание поэта.

 

Похмелье

 

Я не буду здесь распространяться о сути похмелья и о способах борьбы с ним. Но напротив, расскажу о способах дружбы! Похмелье нам дано не только для того, чтобы осознать безудержный вчерашний хмель, но и чтобы просто попасть в некоторое иное измерение. Шаманы с острова Борнео прекрасно осознавали этот великий способ погружения в иные миры и не в момент опьянения, но именно в момент жесточайшего похмелия могли разговаривать с богами, прозревали будущее, и принимали жизненно важные решения. Очень часто с похмелья человеку, как бы одновременно и плохо (организм колбасит и корёжит) и хорошо (он смеётся над своей дурацкой немочью, понимая, что сам-то он в ней и повинен). Я не говорю здесь о случаях жестокого запоя, когда человек полностью теряет своё Я и становится химическим рабом алкоголя. Нормальное похмелье осуществляет своего рода выключку из мира, производит определённую переоценку ценностей, покрывает сознание ватным туманом и очень часто может способствовать творчеству. Человек с похмелья одновременно и беззащитен и немощен и в тоже время крылат и лёгок. А если ещё и усугубить это состояние рюмкой коньяка и плошкой горячего бульона, то тут такие дали откроются!!! Такой полёт!!! Но и существует огромная опасность просто-напросто спиться. Поэтому похмеляться дано далеко не каждому, и лишь единицы могут пройти по лезвию блаженного похмелья, не расплескав  в нём своего собственного Я.

           И вот ещё одно доброе правило: нужно успеть выпить, до того как наступило похмелье.

 

Потлач

 

            Потлач – один из самых удивительных и непонятных для европейского менталитета обычай многих архаических культур. Слово "потлач" в переводе с языка индейцев ну́тка, живущих на территории современной Канады, означает "дар". Потлач характерен как для индейцев, так и для племен Меланезия, Папуа, Африки, Полинезии и Малайзии. Суть потлача, грубо говоря, состоит в раздаривании, в безграничной щедрости, в пренебрежении к нажитому имуществу. У Североамериканских индейцев институт потлача выражен наиболее чётко. Ни одно значительное событие не обходится без потлача: рождение, свадьба, смерть. Существенную роль в этом ритуале играет понятие чести. В некоторых видах потлача от человека требуется истратить абсолютно всё, что у него есть. В ряде случаев имущество даже не дарят, а просто разрушают. При этом разрушение является высшей формой траты. У цимшиан это называется «убивать имущество».  Испокон веков практических все индейские вожди да и просто знатные, богатые и уважаемые индейцы, достигнув зенита своего процветания и успеха устраивали на день рождения великий потлач – грандиозный праздник, с ритуальными песнями и танцами, после которого раздаривали своё имущество (без остатка!) гостям, пришедшим на праздник. Предполагалось, что такой уважаемый и успешный человек, начав жизнь с чистого листа, не пропадёт и  вскоре добьётся новых не менее значительных успехов, а в настоящий момент он хоть чем-то поможет своим более слабым и менее успешным соотечественникам. О том, что когда-нибудь он сможет осуществить великий потлач мечтал практически каждый индеец. «Настоящий вождь умирает бедным» – так гласит индейская мудрость. Европейские колонизаторы усмотрели недюжинную моральную опасность в этом странном обычае, сопровождавшимся «безрассудно избыточной щедростью» (а быть может это была простая человеческая зависть, зависть тому, что сами они не способны на столь широкие жесты). И в середине XIX века потлач был строжайше запрещён Канадскими властями. Однако, индейцы долгое время умудрялись обходить эти законы, перенося свои празднества в самые глухие и недоступные места. Так в 1921 году Дэн Кранмер, знатный индеец племени квакиютл в провинции Британская Колумбия, устроил грандиозное празднество, длившееся пять дней. Триста человек стали свидетелями того, как Кранмер раздарил абсолютно всё своё имущество, а также имущество своей семьи и семьи жены. Известно, что в числе всего прочего он раздал 24 каноэ, 4 моторные лодки, 300 дубовых брёвен, множество одеял, керосиновых ламп, гитар и скрипок, а также граммофоны, кухонную утварь и швейные машины, кровати и письменные столы, шали, платья и браслеты для женщин, свитера и рубашки для молодежи, пригоршни мелких монеток детям. На пятый и последний день хозяин праздника раздал собравшимся сотни мешков с мукой. Вот таким был знаменитый потлач Кранмера, один из сымых больших за всю историю народа квакиютл. Однако потлач Дэна Кранмера прославился не только количеством и ценностью подарков, но и гонениями, которые последовали вслед за ним. Пятидесяти двум участникам праздника власти предъявили уголовные обвинения, двадцать два получили двухмесячное тюремное заключение, а остальным была дана отсрочка исполнения приговора при условии добровольной сдачи танцевальных масок, щитов из кованой бронзы, церемониальных свистков, и прочих ритуальных принадлежностей потлача.

            Идеи потлача были востребованы многими художниками постмодернистами, которые устраивали торжественные аутодафе из своих картин, представляя на выставках фото и видео-документацию об их уничтожении, оставшиеся обгорелые обломки, пепел в банках и т.п.

 

Постмодернизм

 

Понятно, постмодернизм, это то что пришло после модернизма, однако вряд ли между ними можно говорить об определённом наследовании (подобно тому как например постимпрессионизм можно считать наследником импрессионизма). Модернизмом (или авангардизмом) были обозначены многочисленные направления в литературе, архитектуре, музыке и изобразительном искусстве начала XX века, которые резко порывали с классическим подходом к творчеству. Постмодернизм это уже не просто художественное течение, но своего рода интеллектуальный стиль, переоценка системы ценностей, и, наверное, вполне допустимо говорить о времени постмодернизма. О постмодернизме написаны горы литературы, громадные монографии и многочисленные статьи, но, по сути, так и не сделано ни одного ёмкого определения, способного раскрыть его сущность. Каждый автор начинает перечислять многочисленные признаки постмодернизма, его истоки, причины, тенденции и проявления. Любая дискуссия о постмодернизме может уводить в самые разные и самые непредсказуемые стороны. Да что там определения, нет никаких чётких критериев, какое произведение следует считать постмодернистским, а какое  нет, и это не бессилие, а концептуальная позиция. Сегодня чуть ли не любое современное произведение искусства считается постмодернистским. Конечно, это в первую очередь связано с провозглашённым постмодернизмом «Принципом открытости», с безграничным плюрализмом, с отрицанием самого искусства, попыткой вырваться из его границ и рамок. А это в свою очередь, возможно, связано с тем, что искусство постмодернизма  пытается дать хоть какое-то отображение сверхсложной хаотической картины мира, представшей перед современным индивидуумом на смену твёрдым религиозным ли, научным ли, идеологическим ли установкам.

         Многие расценивают постмодернизм как своего рода реакцию на масскультуру с одной стороны и культ революционно нового, приветствуемого модернизмом с другой. Как своего рода высокоинтеллектуальную игру, использующую вместо фишек творческие коды и находки предыдущих культур. Как…

 

Пословица

 

Пословица – это трещина языка, заполненная опьяняющим смыслом!

 

Поророка

 

Два раза в год – в конце февраля - начале марта в Бразилии, в устье Амазонки происходит что-то фантастическое! Набегающий прилив солёной, а стало быть, более тяжёлой воды Атлантического океана встречается с собственным течением реки и оттесняет его, бурно устремляясь вверх по речному руслу, в результате этого образуются огромные встречные волны, достигающие высотой до шести-семи метров!

Длиться это явление может полчаса, и называется – поророка. Кипящая стена воды мчится со страшным грохотом со скоростью около 25 км/час вверх по течению, размывая берега и сметая всё на своём пути!

На одном из местных индейских наречий «амазуни» означает «бурный натиск водяных туч». Многие полагают, что именно отсюда и пошло название реки Амазонки.

           

Понедельник

 

Понедельник (Monday) — день Луны, как правило, наступает после Воскресенья (Sunday дня солнца). Правда иногда, неожиданно приходит сразу же после четверга, при этом: куда деваются пятница суббота и воскресенье, вспомнить практически невозможно. Вот удивительное свойство недели — три её последних дня обладают способностью исчезновения, а понедельники — никогда! Многие полагают понедельник тяжёлым днём, многие — несчастливым, многие в этот день начинают новую жизнь. Открывают свежую зубную пасту, тщательно чистят зубы, гладят чистую рубашку, стряхивают с души весь груз вчерашних забот и со светлой верой в своё счастливое будущее отважно шагают навстречу новой неделе.

Поэтому Понедельник — важный день.

 

Политика

 

Политика — по идее должна стремиться к тому, чтобы всем нам было хорошо. Но, как правило, она стремится к тому, чтобы хорошо было не нам, а политикам. Все природные сообщества, за исключением раковых клеток, — альтруистичны и всегда видят смысл в служении единому целому. Человечество — это своего рода гадкий утёнок природы. Человечество в большинстве своём — эгоистично. И если не удастся ему победить в самом себе эту раковую опухоль эгоизма, то в недалёком будущем никакого такого человечества просто не будет. Однако вполне возможно, что таки выведется из этого гадкого утёнка белый лебедь альтруизма, и тогда уж точно всем нам будет хорошо... А что надежда на это есть, так этот текст тому порукой!

 

Поиск

 

            Поиск – это привычное состояние человека мыслящего. Поиск происходит постоянно, в любом деле, путешествии, чтении, наблюдении и, разумеется, творчестве. Поиск ведётся не только ради находок и приобретений, он есть способ познания и собственно способ жизни…

 

Подсознание

 

Сила и мощь подсознания кажется так до конца и не осознана человечеством! Благодаря нашему подсознательному практически любая вещь может быть использована для любого. И ограничивают нас лишь наши знания и умения. На эту мысль один мой здравомыслящий товарищ предложил; мне сделать вино из морского песка. Я сказал, что видел, как дети лепили из песка пироги, и не вижу причин, почему бы мне не нагнать из него вина. Разговоры про понарошку и взаправду, по-моему, не стоят выеденного яйца. Ведь вопрос воздействия — это только вопрос подготовки. Пьянят не градусы, заключённые в алкоголе, но воспоминания об этих градусах, кочующие из поколения в поколение. Сын видел, что отец от вина становился пьяным и в последствии последовал его примеру. Человек, полностью овладевший своим организмом, способен трезветь от спирта и пьянеть от песочного вина.

 

Подпись

 

Подпись – это не просто росчерк пера на листе. Подпись вещь уважительная. За границей уже давным-давно народ практически отказался от всяческих печатей подделать которые при современном развитии печатного дела сущий пустяк и все важные документы скрепляются лишь подписью. Самые уж наиважнейшие договоры о продаже души, например, подписывались кровью. С силой подписи мне недавно пришлось столкнуться по полной программе. Пришла ко мне какая-то бумажонка пару лет назад. Предлагают размещение в каком-то Австрийском справочнике. Мой английский несколько хуже русского да и внимания к подобным бумажкам я никогда особого не проявлял. А в бумажке два пункта. Первый покрупнее, где собственно само предложение, и где прописано, что даже если я ничего не подпишу, то всё равно попаду в справочник надо лишь заполнить анкетку. А ниже под анкеткой помельче если мол вот здесь поставишь свою подпись, то ещё и попадёшь на какой-то сайт, но за это уже нужно платить штуку баксов ежегодно. Я конечно, по российской любви к халяве анкетку заполнил, а вот второй пункт про тысячу баксов как-то не очень осознал и подпись свою внизу и поставил. Так вот проходит два года я уж и забыл про всю эту катавасию давным-давно, и вот тебе здрасте звонит какой-то гусь из Швейцарии и угрожает судебным разбирательство если я не погашу долг в 2500 $ (500 это ещё проценты какие-то набежали). Причём швейцарский гусь со мной уважительно разговаривает и книжки мои он де читал и вот его интересует моё, как писателя и высокодуховного человека, мнение о порядочности людей и об упадке нравов. Короче прочитал я под чем подписался и понял, что таки под деньги я и подписался. И как порядочный человек заплатил сполна. Вы спросите в чём же здесь поэзия и к чему эта история в орфическом описании Земли? Тут в общем-то одна сплошная и жестокая проза жизни. Но на то и поэты, чтобы превращать жизнь в поэзию. Я расстался с деньгами предельно легко и вот теперь-то проза и превратилась в поэзию, а я на собственном опыте осознал, что подпись это не просто росчерк пера на листе.

 

Подёнки

 

В природе существуют довольно странные существа — бабочки-подёнки. Они несколько лет проводят в воде в форме маленьких хищных личинок, а потом внезапно с ними происходят сильнейшие метаморфозы, и подёнки превращаются в лёгких невесомых мотыльков... Их крошечное тельце дрожит от немыслимого счастья настоящего полёта, и они умирают от радости, проведя в воздухе иногда всего несколько секунд, а иногда почти целые сутки.

 

Плацебо

 

Плаце́бо (от латинского placebo, что буквально обозначает — «лесть», «понравлюсь»). Плацебо это какая-нибудь безвредная таблетка, витаминка, аскорбинка и т.п. выдаваемая врачом за чудодейственное, редчайшее, новейшее ну и разумеется дорогущее лекарство, которое просто не может не помочь. Пациент проглотивший эту таблетку и эту лекарственную ложь потихоньку начинает и в самом деле выздоравливать! Причём дело здесь не только в психологическом внушении, но и в физиологических процессах, спровоцированных плацебо. Получив сигнал, мозг начинает вырабатывать специальные вещества эндорфины, которые способны снимать болевые ощущения и вообще благотворно действуют на организм. Эндорфины ещё называют гормонами удовольствия. Они выделяются в большом количестве во время оргазма, от вкусного блюда, от хорошей книги или фильма, во время победы над соперником и т.п. Кстати механизм действия эндорфинов, во многом сходен с действием морфия, героина, метадона и других анальгетиков. А ответственным за выделение этих поистине чудесных естественных веществ заведует гипофиз, который расположен примерно в том же самом месте, где многие мистические учения располагают третий глаз человека!

Но речь про плацебо. Эфектом плацебо прекрасно умели пользовать умелые знахари. Ну, например, заболел человек, идёт к знахарю, тот даёт ему чудодейственный отвар, после которого нормального человека просто-напросто стошнит. А желудок прочистить это конечно завсегда полезно, но знахарь на этом не останавливается, пока у человека слёзы из глаз от рвотного усердия катятся, знахарь подбрасывает в рвоту лягушку, там, жабу, ящерицу, и толкает, указывает пациенту, смотри мол, вот отчего все твои проблемы-то!!! Вот с этой лягушкой и болезнь твоя ушла. И ложь-ложью, а болезнь-то уходит! Как говаривал многомудрый Платон: "ложь не приносит пользы богам, но полезна людям, как лекарство"!



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.