Екатерина Гоголева
Ekaterina Gogoleva
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Опубликовано в журнале "Русское искусство" 

«Книга художника – фундаментальный опыт современности…»

«Женское покрывало». Куратор проекта Алина Рицци. 2008 г.

В ноябре 2008 года в ЦДХ прошла 4-я Московская международная выставка-ярмарка «Книга художника».

Рукотворная книга хорошо известна за рубежом. Без atrtist’s book — книг, выполненных художником от начала до конца, от переплета до иллюстрации, уже давно не обходятся крупнейшие европейские книжные ярмарки – Эдинбургская, Лейпцигская, Франкфуртская. Все большее число художников обращается к этому жанру книжного искусства, уникальность которого обусловлена, прежде всего, его многоплановостью.

Действительно, Книга художника включает в себя не только такие традиционные графические печатные техники, как линогравюра, литография, ксилография, офорт, шелкография, монотипия, но и становится полем для воплощения самых смелых идей в области перфоманса, инсталляций, видео- и медиа-арта, лэнд-арта и мэйл-арта.

Каждое произведение этого жанра — синтез нескольких видов искусства. Книги становятся объектами, объекты – книгами, перформанс превращается в процесс перелистывания прочтенных страниц, видео- и лэнд-арт проекты – в своеобразные главы рукотворной книги.

«Кроме того, — рассказывает один из основателей движения за развитие арт-рынка Книги художника в России, постоянный куратор московских международных выставок-ярмарок «Книга художника» Михаил Погарский, — Книга художника – своеобразный мост от литературы к визуальному и актуальному искусству. Она осуществляет связь времен, соединяя великую культуру книгоиздательства и самые современные технологические приемы, выполняет в современном искусстве роль межжанрового проводника, своего рода языка эсперанто для художников самой разной направленности».

Существующие более 25 лет в России направления Книги художника – классические книги, книги-объекты, книги-перфомансы, мэйл-арт – постоянно трансформируются в своем развитии в многочисленные «вариации на тему», обрастая новыми идеями, неожиданными решениями с использованием широчайшего диапазона техник, материалов и инструментов.

Не станем вспоминать историю возникновения и развития Книги художника как таковой, поэтические книги русских футуристов или художников-концептуалистов 60-70-х годов, видевших в книге проводника своих идей и противопоставлявших Книгу художника роскошным библиофильским изданиям. Обратимся к ситуации сегодняшней.

«Очевидно, невозможно описать историю искусства XX века по следам иллюстрированных или авторских книг, но также очевидно, что без них невозможна история художника нашего времени. Книга художника – фундаментальный опыт современности», — отмечает поэт и художник Эвелина Шац.

В Книге художника, по мнению дизайнера, теоретика искусства Александра Лаврентьева, руководителя проектов, осуществляемых студентами Полиграфического института, «привлекает возможность свободного высказывания… Проекты, в которых заложено многоголосие, политекст, свобода передвижения читателя внутри темы аналогичны гипертекстовым пространствам или Интернету». Московские международные выставки-ярмарки «Книга художника» и аукционы, ставшие с 2005 года традиционными, явились импульсом к развитию отечественного арт-рынка, созданию информационного поля и объединению не только российских, но и зарубежных мастеров этого жанра для участия в крупных проектах.

В 2008 году выставка впервые прошла под эгидой Московского фестиваля интеллектуального искусства Noumen-Art. Другой ее особенностью стала обширная программа спецпроектов. Так, был представлен проект «Женское покрывало», в котором приняли участие более 150 европейских художников, создавших яркую книгу-покрывало из множества лоскутков с иллюстрациями или текстами, отражающими внутренний мир современной женщины.

Еще одни проект объединил начинающих художников, студентов Строгановского училища. Решив «проверить на многозначность и глубину ассоциаций самые обычные ботинки», участники проекта создали самые разные книги-объекты – ироничные и забавные, с философским подтекстом и лирические. Так появились полуботинок, рассказывающий историю собственной жизни, ботинок на колесиках, ботинок, поросший мхом и другие.

Выставка, насыщенная программа которой включала презентации новых книг и спецпроектов, выступления участников, художественную акцию «Письмена на стульях», концерт поэта и художника Бруно Нивера и другие мероприятия, завершилась традиционным аукционом.

По словам Михаила Погарского: «Аукцион Книги художника – это своего рода художественная акция, арт-интрига, ярмарочный перфоманс. Но это также редчайшая возможность приобрести уникальные произведения искусства. Некоторые работы, выставленные на аукцион, делались годами, и каждая страница этих книг сама по себе отдельное художественное полотно. Такова книга Александра Майорова, состоящая из 14 живописных картин, написанных на семи палитрах. Это и книги Павла и Натальи Мартыненко, сделанные из листов бумаги ручного отлива. Книги Алексея Мальцева изготовлены с использованием королевы офорта – гравюры на дереве. Бумагу ручного отлива, гравюру на дереве, а также линогравюру использует в своих работах и известный художник из Санкт-Петербурга Дмитрий Саенко. У Владимира Смоляра в книге «Средневековье» 18 (!) филигранных рисунков карандашом! Еще один совершенно особый раздел – книги итальянских арт-мэтров. И, наконец, работы начинающих художников, чьи имена пока еще малоизвестны широкому зрителю».

Екатерина Гоголева



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.