Пары параллельности
Paia diparallele
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Предисловие Эвелины Шац

 

Как в зеркале бегут параллели строчек, в какую-то нескончаемую вереницу дверей, догоняют друг друга, спотыкаются, перебивают друг друга, разоблачая пространство. Поэма Парипар – это живой организм, текучий, принимающий самые неожиданные формы, в которых вершится великое таинство: осуществление настоящего и острое дыхание поэзии. Мир накаляется Богом, говорил Хармс. Его звезда бессмыслицы вышла в зенит в поэме Погарского, где пакеты смыслов плотны, их не легко распаковывать, но во всём предполагается существование верха. Всё ведёт к многообразности прочтения. И тогда… Я возвращаюсь. Птицы за окном.

                                                                        

 

Отсутствие ударения

 

Поэтический цикл «Пары параллельности» (без ударения на первом слове) - это своеобразный творческий эксперимент. Попытка заглянуть в изнанку вдохновения, пробраться на внутреннюю территорию стихотворения, оставить лирический комментарий на только что возникшую строку. Каждый,  кто когда-нибудь попадал в состояние творческого потока, прекрасно знает, что любая попытка анализа этого состояния мгновенно нарушает свободный вектор творчества и тут уж либо ты творец, либо наблюдатель, а раздвоиться в данной ситуации практически невозможно. Однако если изначально спровоцировать поэтическую игру, в которой подглядывание за собственным вдохновением становится одним из креативных приёмов, то раздвоение может вполне успешно осуществиться.

 

Раздвоение личности (множественность Я) – феномен хорошо известный в психиатрии.
Учёные психиатры неоднократно наблюдали, как в одной и той же телесной оболочке, сосуществовали два, три, четыре и более ментальных двойников. Разнородные личности могут «сожительствовать» в одном человеческом теле годами, десятилетиями, а иногда и всю жизнь. При раздвоении личности поочерёдно происходит «смена власти», и один из конкурентов как бы захватывает господство над телом – на несколько часов, дней, или даже месяцев.


Через какой-то период времени случается нечто вроде кратковременного обморока, который не всегда и замечают, после чего человек вдруг становится совершенно иной личностью - с абсолютно другим характером, другими интересами, другими привязанностями. Индивидуум может изменяться очень кардинально: вплоть до почерка, походки, осанки, тембра голоса и творческих способностей, причём, зачастую он и не знает, что минуту назад был другим, т.е. даже и не подозревает о существовании в себе нескольких «двойников».

Одно Я может не ведать о том, каким образом в другое время ведёт себя второе (или третье) Я и что оно вытворяет. Иногда, конечно, бывает и так, что по каким-то косвенным признакам, по рассказам знакомых или родственников один «двойник» догадывается или даже прекрасно осведомлён о других своих «соседях», но, как правило, воспринимает их не как разные проявления своего же Я, а как отдельных, независимых людей: знает их имена, характер, привычки, симпатии и антипатии.

 

В данном же поэтическом опыте два разных творческих Я существуют одновременно. Они движутся параллельными стихотворными потоками, поддерживая, подталкивая, направляя или же, наоборот, дезориентируя друг друга.

 

Впервые этот цикл был издан (при участии Андрея Суздалева и Ольги Хан) в виде огромной двухметровой книги, каждый лист которой был сделан из полиэтилена. Основное стихотворение писалось чёрным спиртовым маркером на лицевой стороне, а парное к нему было написано на обороте красным цветом. Таким образом, прозрачная основа листа позволяла соединить два параллельных стихопотока, лицевую и оборотную сторону вдохновения. Каждое прочтение, собирание и разбирание этой прозрачной книги превращалось в своеобразный перформанс, сопровождаемый ритуальным занесением в специальный журнал прочтений. Эта книга-объект экспонировалась не только в выставочных залах и музеях, но и на самых неожиданных площадках, в том числе на льду реки Синички, в дачном посёлке Таганьково-5, в заброшенном Нижегородском коллекторе на берегу Оки, в Туле, в Центральном Доме Художника, в учебном колледже «Издательское дело» и многих других местах.

 

Второе издание книги было более классическим и имело стандартный формат А4. В этом издании основной текст был напечатан на кальке, сквозь которую проглядывала вторая сторона стихотворения  + третье отражение в виде специально подобранных фотографий.

 

Абсолютно новое дыхание цикл получил после того как он был переведён на итальянский язык замечательным поэтом и художником Эвелиной Шац и, тут уж видимо, вложенная энергетика параллельности подтолкнула стихи ко второму итальянскому переводу, который сделал поэт Альберто Мори. И таким образом  пары параллельности с изначально заданным раздвоением, продолжают своё размножение в новых прочтениях и новых переводах.

 

М.Погарский. Январь 2008

 

Пары параллельности

 

Разоблачая пространство,

А вот интересно - существует ли голос пространства?

Попадаешь в точку пересечения путей…

Что это - путь? Трава? Следы на дороге?

И выгибая вектор постоянства

Как хороши утраченные слоги!

Устремляешься в неизвестное поле тревоги

Почему-то просится рифма Боги…

В какую-то нескончаемую вереницу дверей…

Дверь - происходит от слова верить…

 

Что ждёт тебя на выходе прохожий?

 И сказал Иисус: “Будьте прохожими!”

 Предположительно совсем другая жизнь

 Другая? То есть дружеская, не так ли?

 Далёкий мир на Землю непохожий.

 “Походить” совершенного или несовершенного вида?

 Кольцо каких-то безразмерных линий…

 Топологически преображённый ноль…

  И мелкий шрифт, ушедший в комментарий…

Та самая бесконечность поделённая на ничто.

   Дополнительный импульс, уточнивший координаты смерти…

Чем сильнее импульс, тем непонятнее смерть…

 

Я возвращаюсь. Птицы за окном.

Но это просто грёзы. Там ночь. Густая ночь. А ночью птицы спят.

Горячий чай. Густые сигареты.

Я сочиняю глупые куплеты.

Мне навевают мысли о земном.

Не нужно путать божий дар с говном.

И я в стихах разбрасываю меты,

Павлиний пафос, словно хвост кометы.

И забываюсь безмятежным сном.

Спокойной ночи стихоплётный гном.

 

 

 

Верховное верхоглядство

 

Предполагая существование верха,

Видишь в небе, пролетающего стерха.

Предполагаешь одновременно и тяжесть.

Отпущенного на все четыре стороны, или нашесть…

И в любом случае необходима проверка

Проверка для старого стерха. Проверка для старого стерха. Проверка…

Ведь как не крути, а на вертикаль не ляжешь.

Но и асфальт ведь способен подняться. (Так говорят)

Впрочем, это только вопрос понятий,

Так прям и хочется ляпнуть: “Мать их!”

Он не так существенен в построении речи.

А что господа, не зажечь ли свечи?

Хотя можно и не понимая, просто знать их,

Вот так-то лучше, пусть, как говорится светят!

И принимать: на сердце, на вкус, на плечи…

А я уверен, что понятия речь калечат. Или уродуют впросторечьи.

 

Высшая ветренность

 

Может просто ветер рассыпал слова.

Те слова, что бросают на ветер.

Может просто дождик весело шуршал.

Звук дождя - лучший звук на свете.

Может быть от осени кружилась голова.

И нейроны порхали в балете.

Или просто я куда-то уезжал.

Уезжал в никуда на рассвете.

 

Допущение зимы

 

Ну допустим сейчас зима.

Переходное время - март.

И от снега уже устал.

Как устал от  вина и карт.

И стоит предо мной стена.

И лежит не дочитан Сартр.

И за нею не слышен гвалт.

Весёлый весенний гвалт…

 

Двойная песенка о бесе и ручье

 

Протекал через лес ручей.

Пробегал чёрный бес - ничей.

И струилась в песке вода.

И стремилась в тоске беда.

И стекала она с камней.

И мельчала вина над ней.

Как стекают с души года.

Как мельчают в глуши  рода.

 

Я кораблик лететь пущу.

Не пора ли теперь к врачу.

Пусть свободно средь волн плывёт.

Путь довольно тернистый ждёт.

Я на береге погрущу.

Не поверите, но шучу…

О судьбе, что, маня, несёт.

О судье, кто меня сомнёт.

 

NB: небо 

 

Стрепет - птица семейства дроф.

Трепет сердца почти что нов.

Что ты можешь сказать о небе?

Состоящем из воздуха и облаков.

Что тебе твой прозрачный кров?

Иногда он - синь, иногда бирюзов.

Отслужи по нему молебен…

Молебен заблудившихся ветров…

 

 



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.