Михаил Погарский
Ода Книге художника
Российская Книга художника уже давно переросла породившие это словосочетание европейские жанры Livre de Artiste и Artist’s Book, и, по сути, стала не просто ещё одним жанром искусства, а полифункциональным феноменом, проявляющимся в самых разных точках современного арт-полигона. С одной стороны Книга художника выступает хранителем традиций печатной графики и классического книжного искусства. С другой стороны она становится неким универсальным арт-инструментом, который используется для фиксации самых различных экспериментов во всех областях современного искусства: мэйл-арта, перформанса, ленд-арта, рэди-мэйда, боди-арта, мультимедиа и многих других. С третей стороны ей можно отвести роль своего рода «реаниматора» декоративно-прикладных искусств и перевода многих народных промыслов на территорию контемпорэри арта. В-четвёртых, Книга художника, традиционно работающая с текстом, определённым образом трансформировала саму дефиницию текста и вывела его за рамки современной парадигмы. Текст в Книгах художника стал выполнять не только информационно-смысловую функцию, но и нести самостоятельную образно-эстетическую нагрузку. Кроме этого, Книга художника вовлекла под свою обложку лучшие достижения дизайнерской мысли, и многие выдающиеся дизайнеры нашли в ней никем неограниченное пространство для свободы самовыражения. Избежав давление заказчиков и гнёта прикладной функциональности, многие чисто дизайнерские приёмы обрели на страницах Книги художника абстрагированную самоценность.
И, наконец, Книга художника, стала одним из последних оплотов лиричности в современном искусстве. В век непрекращающейся коммерциализации искусства, лирика, как ни печально, оказалась странным и ненужным арт-рудиментом. Поскольку лирика - это отображение внутренней жизни, попытка раскрытия собственного «Я» поэта или художника, то оно, это одинокое «Я», оказалось невостребованным на серых полях масс-культуры. А вот те, кто занимается Книгой художника, направлением прямо скажем отнюдь некоммерческим, и те, кто эти книги читает, до сих пор сохранили в своих душах по-детски свежее удивление и восхищение окружающим миром. И они неустанно ищут своё место и предназначение под небом этого мира, внимательно следят за своими переживаниями и отвлечёнными мыслями, преломляют окружающую действительность через поэтическую призму субъективного восприятия и доверяют страницам своих книг самые тонкие и хрупкие мечтания, поиски и находки.
Статья написана для каталога выставки "Книга художника 009"
|