Виталий Пацюков
Vitaly Patsukov
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



О книге Михаила Погарского «Феномен Книги художника»

(выступление на презентации книги в Российской государственной библиотеке искусств)

     Образ и драматургия книги Михаила Погарского представляет собой диалог между творчеством и анализом современного состояния Книги художника. В ее топографии, с одной стороны заложена структура, а с другой - она наполнена непрерывным творческим потоком, визуально-смысловой импровизацией. В пространстве этих энергий диалог просматривается уже на уровне содержания, которое начинается с ряда позиций, определяющих абсолютно новое состояние культуры. Если мы обратимся к культурное парадигме 60-70-х годов прошлого века, то в ней определяющим вектором был союз "или", "или то или другое", а сегодня мы наблюдаем становление совершенно новой парадигмы, в которой определяющим становится союз «и», и "и то и другое одновременно". И когда мы читаем оглавление книги, начинающееся с концептуальных вопросов: «Хаос или порядок?», «Новое или традиционное?», «Массовое или элитарное?», «Процесс или результат?», то в конструкции книги эти вопросы разрешаются в принципиально новой системе и предполагают уже не оппозицию, а согласие. И это согласие может прочитываться в абсолютно разных системах.

      Книга Михаила Погарского обладает очень жёсткой структурой, в тоже время она абсолютно естественна и свободна, каждый элемент этой структуры раскрывается в органической художественной манере. Оглавление сразу нас вводит в раздел «Книга художника на острие современного искусства" и все завершается кодификатором. Книгу можно читать справо налево и слева направо как постмодернисткий текст, обладающий нелинейностью. Образ книги бесконечен и вариативен, перед нами Книга конца и Книга начала. Ее конструкция полностью переворачивает линейную систему, ее временную направленность. Феномен времени здесь может постоянно меняться - он существует в абсолютно естественной подвижности, в динамической культуре. В ее слоях  время живет в постоянном общении между прошлым и будущим, мерцающем пространстве между настоящим и прошедшим. Но важность этой книги не только в поднятых ею вопросах, важность её ещё и в самом существовании. Эта первая книга в России на данную тему с таким обширным контекстом, который способен конкурировать с западными монографиями в плане своей структуры и глубокого анализа. И в тоже время эту книгу просто приятно держать в руках, она прекрасна сама по себе, обладая личным образом. В ней реализуется особый принцип -   пародоксальное согласие. Я считаю, что эта точка нашего присутствия здесь на презентации этой уникальной книги – это само по себе историческое событие - событие в культуре книги, культуре издания и культуре ее осмысления. Появление на свет этой книги знаменует историю, отмеряющую время, существующее в пограничной ситуации - событие, которое разделяет книги до "Феномена Книги художника" Михаила Погарского и книги после её возникновения. И это, безусловно, поднимает определённую  проблему – «книги после Книги»!  Этот факт манифестирует абсолютную пост-ситуацию…  До появления Книги Михаила Погарского контекст существования Книги художника находился в традиционной системе, а сегодня он продолжается в структурной образности, в уникальном модуле. Структурная система  позволяет осуществить новый взрыв информации, сфокусировать новый выброс событий за его "горизонт", как говорит современная космология. И следующая книга должна уже появляться на каком-то ином уровне, быть может в квантовой системе, в системе свидетельства, в системе откровения. И я абсолютно уверен  в том, что книга, которую я держу в руках, даёт определённый отсчет времени, после которого всё начнёт меняться. С одной стороны эта книга содержит в себе процессуальный характер, с другой - она представляет вариативную информационную конструкцию, своеобразную модель Дома книги. "Феномен Книги художника" не только осуществляет провокацию в "книжном" пространстве, в издательском деле, в его социокультурных слоях,  но и запускает маятник нового времени, где открывается точка отсчёта новой системы координат. И вот в этом мне кажется её особая важность и уникальность. Эта книга создана художником и это Книга художника, ее драматургия не формально исследовательская, а  субъективная, авторская, и в то же время это книга структур, книга архетипов, книга в которой определяются новые законы. Законы, по которым мы сегодня существуем, которые подчиняются универсальным процессам, которые разрешают противоречия хаоса. Законы в которых диктуется состояние структур, где "бабочка Лоренца, взмахнув крылом в районе Бразилии, формирует новую гармонию на побережье Индокитая". И эта книга подобно "бабочке Лоренца" представляет собой творческий организм, в котором соединяются материки культуры во времени и пространстве, в нелинейном многоканальном контексте. Мой низкий поклон Михаилу Погарскому за создание этой книги.

Виталий Пацюков



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.