Библиотека Просперо
Prospero Library
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Библиотека Просперо
или
прочтение стихий и зарожденье мифов

(проект представляется в год 444 со дня рождения
Уильяма Шекспира)

Элементы — огонь, воздух, земля и вода, —
с давних времен служившие философам, чтобы
мыслить великолепие мироздания, остаются и
первоначалами художественного творчества.
Их воздействие на воображение может показаться
слишком отдаленным и метафорическим. И, однако,
как только удается установить подлинную причастность произведения искусства к элементарной космической силе, возникает тут же впечатление обнаружения основания
единства, подкрепляющего единство и целостность самых совершенных произведений. И действительно, принимая
этот зов материального воображения стихий, художник
вместе с тем получает естественный зародыш произведения.
                                         (Гастон Башляр)
 

Аннотация:

Междисциплинарный, международный проект в формате
artists book и сопредельных с ним жанрах арт-инсталляции,
видео-арта и литературного перформанса претендует на
создание своеобразной универсальной библиотеки, в которой
осуществлено орфическое описание Земли.

После презентации проекта в Зверевском центре библиотека 
была представлена дважды в  Центральном Доме
Художника в Москве, в ЦВЗ "Манеж" в Санкт-Петербурге, 
в галерее "Ясная Поляна" в Туле,
в Академии художеств в Катании.

Реализация:

Центральную часть проекта занимают работы, сделанные в жанре 
«Книга художника» и сопредельным с ним жанрах видео-арта и
литературного перформанса. В рамках проекта были представлены
следующие работы: Михаил Погарский и Гюнель Юран
(при участии Сергея Генералова): «Песни стихий»,
«Сто стихов – Сто стихий», книги сделанные на стыке
визуальной поэзии, включающей видеоперформансы.
Михаил Карасик (при участии Сержа Плантюро (Париж).
«Книга стихий» ( 20 стр., в обложке и в футляре, автолитографии).
Владимир Смоляр «Стихия тела и Тела стихий»
(книга сделана на основе серии боди-арт перформансов). 
Бруно Нивер «В поисках безумного ветра» Эвелина Шац
«Гамлет на балконе» (спектакль-перформанс, дающий
современную трактовку образа Гамлета). Альберт Камалиев
(при участии Михаила Погарского) «Стихия музыки»
(музыкальный объект-метафора, арт-притча о рождении музыки,
4-е динамические инсталляции), Алексей Мальцев
«Путеводитель по Парижу» (псевдопутеводитель, хранящийся в
библиотеке Просперо, который никогда не видел Эйфелевой башни)
и многое др. 

КОНЦЕПЦИЯ

К тому же, зная как я дорожу
Своими книгами, он мне позволил
С собою захватить те фолианты,
Что я превыше герцогства ценю.
(Уильям Шекспир. Буря)

Мы живём в эпоху, когда мифологизация сознания достигает поистине эпических масштабов. С одной стороны это
PR-компании, рекламные технологии и масс-медиа пропаганда,
а с другой стороны это практически бесконтрольный корпус
сетевой культуры с бесчисленными явными и неявными мистификациями, реалити-играми и провокациями. 
Мы живём в эпоху, когда отличить вымысел от реальности становится порой практически невозможно! И тогда, если уж вымысел всё плотнее и плотнее вытесняет реальность, то встаёт вопрос о качестве вымысла, о его этических и эстетических достоинствах.

В этом контексте фигура Уильяма Шекспира приобретает
на наш взгляд особое значение. Это, наверное, одна из самых
ранних и, безусловно, самых блестящих литературных мистификаций, (или псевдо-мистификаций) занимавшая умы ценителей и исследователей уже более четырёх веков.

Различные учёные и искусствоведы приписывали авторство
знаменитой драматурги и поэзии: Марии Стюарт,
Фрэнсису Бэкону, чете Рэдклиф и многим другим современникам великой мифологемы.

Единственное, в чём солидарны все серьёзные шекспироведы,
что подставленный мистификаторами на роль автора актёр театра «Глобус» Уильям Шакспер, едва владеющий грамотой и
оставивший после себя 6 (шесть!) автографов (в основном на долговых расписках), при всём желании не мог создать
литературное наследие с активным словарём более 25 000 слов, блестяще знать французский, итальянский, латынь
и греческий, разбираться во всех тонкостях дворцового
этикета, свободно ориентироваться в истории, юриспруденции, музыке и естественных науках.

Оставляя разрешение «шекспировского вопроса» литературоведам
и историкам мы предлагаем обратиться к Шекспиру, как
отправной точке проекта. Причём, в данном случае безразлично
был Шекспир мифичен, или реален, ведь если мистификации и
не было 4 века назад, то сама собой возникла обратная мистификация о мистификации, которая не менее впечатляюща.

Второй отправной точкой проекта стал фильм Питера Гринуэя «Книги Просперо», который по мотивам шекспировской Бури создаёт образ своеобразной универсальной библиотеки, охватывающей весь мир в пространстве и времени.

Мы предложили художникам, поэтам, режиссёрам, аниматорам
и музыкантам включиться в работу по созданию подобной библиотеки в реальности. Отталкиваясь от Шекспира или,
наоборот, приближаясь к нему, мы попытались создать микромир, включающий в себя книги, перформансы, видеофильмы, анимационные фильмы и другие произведения искусства.
Мы предложили не просто дать современную трактовку работ Шекспира, но сыграть своего рода «джазовую импровизацию»
по мотивам его творчества.

 В результате годовой подготовки, получилось, что Шекспир
остался в проекте лишь своеобразным эпиграфом, историческим камертоном, точкой отсчёта. Взяв, из его огромного наследия небольшой эпизод, касающийся книг чародея Просперо, мы попытались придать этим книгам черты реальности, создавая своеобразный миф об этих книгах. Тему  и развитие каждой
книги ограничивало лишь наше сознание. Благодаря работе художников из разных городов и стран в Библиотеке
Просперо появились книги: Воды, Земли, Огня, Воздуха,
Вина, Снега, Сознания, Космоса и т.д., и т.п.
Разумеется, появились и прямые обращения к творчеству
Шекспира, поскольку Просперо, будучи современником Шекспира, наверняка и их хранил в своей библиотеке.



 



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.