Почтовый почитатель
mail-art
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Открытое письмо. Диалог искусств

mail-art-book

Открыто для перлюстрации

Галерея "Post post post"

 

Почтовый почитатель.
(мэйл-арт в контексте современного искусства) 

1.      Упадок и возрождение эпистолярного жанра. E-mail – это не просто новый вид связи, это принципиально иной вид общения. 

Скорость жизни, столь возросшая в 20-м веке, казалось бы полностью

вытеснила эпистолярный жанр, заменив его телефонной беседой. Тезис, «кто владеет информацией, тот владеет миром», из сфер бизнеса и политики,  постепенно пробрался и  в частный обмен новостями.

   Однако, с появлением интернета, человечество вновь ощутило потребность в письменном тексте.  Электронный мессаж, вдохнул в эпистолярный жанр совершенно новую жизнь. Мессаж, соревнуясь по скорости связи с телефоном (который может быть занят не только часами, но и днями, особенно в том случае если твой адресант заядлый интернетчик), в то же время позволяет выражать свои мысли не торопясь и тщательно продумывать ответы. Но отнюдь не это главное в новом виде связи. Мессаж, пожалуй впервые в истории человечества, пытается снять псевдодихотомию устной и письменной речи.   Стилистика электронного мессажа может быть выделена в совершенно особый класс. Как это не удивительно, но практически любой человек, ведущий частную переписку, подпадает под магию электронного письма и, сам того не замечая, пишет по законам его стилистики.  Трудно объяснить, почему именно с появлением e-maila, человечеству (спустя тысячи лет после изобретения письменности)  пришла в голову удивительная мысль ввести в письмо эмоциональные знаки, в первую очередь смайлика :-) и хмурыгу :-(, а также удивлёныша ;-),  задаваку :«( и ещё с десяток не очень прижившихся символов. Но раз появившись, смайлик и хмурыга просто-напросто наводнили собой все приватные мессажи.  И вот уже мимика и интонация, возможная до этого лишь  в устной речи, легко и просто вошла в эпистолярный жанр.

 Другая принципиально новая возможность электронного письма, заключается в том, что отвечать в нём можно поэтапно, сохраняя в ответе реплики своего адресанта, что снова   приближает его к устной беседе. И наконец, появление чатов и форумов привело к письменной болтовне, включающей сразу несколько собеседников. Причём, здесь, в отличии от традиционных круглых столов, каждый имеет право на первоочередное выслушивание и очерёдность говоривших определяется лишь скоростью набора и длиной высказывания.

 2.      SMS – искусство, длинной в 160 знаков 

Ещё один новый вид связи - Short Message Service, быстро завоевал

Популярность не только среди молодёжи, экономящей деньги, но и среди тех, кто оценил в нём новые возможности самовыражения. Ограниченность SMS  стала не её недостатком, но наоборот достоинством. Желание выразить в нескольких словах не только скупую информацию, но и свои чувства, привело к широкому использованию японских хокку и рэнцзю, а также моностихов и афоризмов. Хокку, доверенное радиоволнам, - вот квинтэссенция китайской традиции писать стихи для возлюбленной на осенних листьях. Моностих, совершающий незримое путешествие – вот новая метафора воздушного поцелуя.

Ещё одна особенность SMS была порождена обилием нерусифицированных телефонов. Что добавило novij sharm etomu vidu sviazi i porodilo mnozhestvo individual’nih stilej transliteracii.

Жизнь SMS, коротка, но она регулируется не только объёмом почтового ящика, не только частотой поступающих туда сообщений, но прихотью руки удаляющей лишние сообщения, во имя будущих посланий. И поэтому со временем почтовый ящик, постоянно изменяясь, становится всё более и более избранным. 

3        Факс – это больше, чем факсимиле.  

Любое новшество цивилизации немедленно находит своё применение у
художников. Резо Габриадзе посылает иллюстрации для текстов Андрея Битова по факсу (что немедленно анонсируется в издании и придаёт этим рисункам какое-то дополнительное качество. Герой книги Эрленда Лу получает от своего друга «бесконечный» факс: «От Кима пришёл длиннющий факс. Не меньше чем тридцати метров длиной. В нём много раз повторяется одно и то же: «Be not afraid». (Не бойтесь!)» Далее автор подробно описывает, как делается подобный факс: нужно пропустить листок наполовину, потом склеить начало и конец и тогда факс будет передаваться до тех пор пока у твоего адресанта не кончится рулон бумаги.

             Замечательные свойства факсовой бумаги темнеть от нагревания также привлекают художников. Автор, в частности, делал небольшой перформанс по получению «факсимиле огня». (Фотографии этого проекта можно увидеть в разделе объекты).

 4. Искусство почтовой открытки (собственно mail-art)

. Где-то в 50-60-х годах Рей Джонсон основал "Нью-йоркскую школу  переписки". И это стало cчитаться началом   Мэйл-Арта.  Естественно и до этого многие художники посылали друг-другу самодельные открытки и расписаныые письма. Но до Рея Джонсона никому не приходило в голову придавать подобной переписке статус художественного движения.

Что же такое Мэйл-Арт?
 

А просто напросто ты посылаешь кому-нибудь
разрисованную открытку, или любой плоский предмет (ресторанную салфетку, подставку под пиво, склеенные обрывки газет, картонки от различных упаковок,   стихи написанные на осенних листьях). Можно посылать и объёмные вещи, но при этом необходимо соблюдать почтовые правила и иногда подолгу убеждать работников почты в необходимости именно такой упаковки.

(Так, однажды, я посылал деревянный футляр от книги «Окно на Север».  Добрая приёмщица настаивала, на том, что эту хрупкую вещь нужно завернуть в бумагу и отправить бандреролью. Я же витийствовал о произведениях искусства, о необходимости штемплёчков и сургучных печатей, как атрибутов оного, и убеждал добрую женщину, что мой футляр должно принять в качестве посылочного ящика. «Но у Вас же оттуда всё вывалится», - беспокоилась она. (окно было как ему и положено с рамой, но правда без стёкол). «Да там и нет ничего! – говорил я, - это просто вата, чтобы рамка не сломалась.» Дело дошло до почтмейстера. Вердикт старого почтового волка устроил всех. «Отправляйте как тару!» – быстро решил он. И вот моё окно «тара для мусора, принесённого ветром» отправилось в почтовые странствия.)

 В Мэйл-Арте можно выделить  несколько классических правил:

а) послание должно обязательно пройти почту, свидетельством чего является почтовый штемпель;

(впрочем, существовало и альтернативное движение, любые способы доставки, кроме почтовых, но на мой взгляд тут теряется самая сущность мэйл-арта)


б) Не существует отбора участников;
 в) Работы не возвращаются.
г) каждая работа посвящена конкретному адресату, но в тоже время открыта для всеобщего обозрения.

Пожалуй сущность мэйла-арта очень хорошо передана Андреем Суздалевым в предисловии к каталогу нашей выставки «Открытое письмо»:

«Как никакой другой жанр, мэйл-арт настаивает на том, что искусство  - частное дело. (Соблазн, знакомый сегодня многим, получившим свободный доступ к факсу, модему, мобильной связи и т.п. Но только традиционная почта возвращает нас к понятию вещи, объекта).

Здесь, кстати, весьма свободно разрешается сама оппозиция частного и общественного, художника и официоза. Почтовым ведомствам поневоле приходится включаться в игру, участвовать в создании артефактов, украшая их всевозможными штемпелями, наклейками и пометками. Более того, за символическую плату (равную цене почтовых сборов), как бы наделять «легитимностью» любые креативные жесты гражданина – поздравительную открытку, любовную переписку, художественный манифест, концептуальный объект…

Вообще, почтовые сообщения дают неисчерпаемую почву для размышлений. Например, то же открытое письмо, открытка: пресловутая privacy, проходящая через многие руки, как бы изначально предназначенная для разглядывания другими – этакая двуличность. (И действительно открытка имеет две стороны, но иногда так сложно бывает понять где у неё лицо, а где оборот.)

В.Курицы как-то назвал это самым правильным «искусством наших дней» - посылать друг другу всяческую неожиданную и необязательную визуальность. Необязательную в том смысле, что ни к чему не обязывает. Получи и порадуйся вместе с нами. Не хочешь – можешь не отвечать. Можешь даже отправить в корзину если не любо. Искусство неважностей, из которых в конечном итоге и складывается образ времени. После письма, после коммуникации, после «постмодернизма»… Короче – post-post-post



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.